Хранители памяти. Музей-заповедник "Абрамцево". Часть 2

29 ноября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
В этом выпуске - продолжение рассказа из музея-усадьбы "Абрамцево". Мы побываем в усадебном доме, узнаем о его бывшей хозяйке - Елизавете Григорьевне Мамонтовой, супруге Саввы Ивановича Мамонтова. Эта удивительная, умная и добрая, глубоко православная женщина много сделала не только для Абрамцево, но и для крестьян из ближайших деревень. И, наконец, отдельно поговорим об "абрамцевском кружке" художников и их работах, которые можно увидеть в усадьбе.

– В этом выпуске передачи «Хранители памяти» мы продолжим рассказ из музея-заповедника «Абрамцево» и обратим особое внимание на те произведения русских художников, которые были там созданы.

Федорова Татьяна Сергеевна, заведующая экскурсионно-методическим отделом музея-заповедника «Абрамцево»:

– Дом, в котором мы находимся, был построен в 1750–1760 годах помещиком Ф.И. Головиным. Здесь было много разных помещиков, но для нас они особого интереса не представляют. А вот уже в XIX веке эта усадьба дважды становится центром русской культурной жизни. Первый период связан с жизнью писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, а второй – Саввы Ивановича Мамонтова. С 1870 года, когда владельцем усадьбы становится С.И. Мамонтов, сюда по его приглашению приезжает много художников. Здесь был основан так называемый «Абрамцевский художественный кружок»: без всяких правил, без устава, в него можно было свободно войти, выйти.

Художники здесь очень много работали. Во-первых, Мамонтовы открыли больницу и построили школу. Здесь были и мастерские: столярно-резческая (мебель в стиле русский модерн), гончарная. Был организован домашний театр, который позже перерастет в Русскую частную оперу. С.И. Мамонтов хотел пропагандировать русскую музыку.

Среди бывавших здесь художников был и Михаил Васильевич Нестеров. Впервые он попал в Абрамцево в 1888 году, был очень дружен с Елизаветой Григорьевной. Все художники любили Елизавету Григорьевну, женщину с крепким православным стержнем. Позже М.В. Нестеров вспоминал, что Елизавета Григорьевна вдохновляла его.

Образы для своей картины «Видение отроку Варфоломею» Михаил Васильевич нашел именно в Абрамцеве или его окрестностях. Однажды, как вспоминает художник, здесь, на веранде абрамцевского дома, он увидел пейзаж, осенняя красота которого поразила его. Он увидел холмы, извилистую речку, золотистые деревья, изумрудный огород – все это мы можем видеть на картине М.В. Нестерова. А изображенная на ней березка заимствована М.В. Нестеровым у Виктора Васнецова. Если мы вспомним икону преподобного Сергия Радонежского Виктора Васнецова, там есть эта березка. И вот как раз она очень умилила, вдохновила Михаила Васильевича Нестерова, и он переносит ее с иконы Васнецова в свою картину.

М.В. Нестеров написал схимника-монаха, или ангела в образе монаха, но очень долго не мог найти образ отрока Варфоломея, долго думал об этом. Жил он не в Абрамцеве, а останавливался то в Ахтырке, то рядышком, в Комягино. И однажды, прогуливаясь по Комягину, вдруг увидел худенькую десятилетнюю девочку. Художник сразу определил, что как раз эта девочка может послужить прообразом его юноши Варфоломея. С этой худенькой, болезненной девочки он и напишет головку и руки своего отрока.

Картина вызвала очень много толков: кто-то ее принимал, кто-то не принимал. Но Павел Третьяков покупает ее для своей коллекции. А позже М.В. Нестеров сделает авторское повторение. У нас – авторское повторение, написанное в 1923 году.

Здесь же М.В. Нестеров работает и над другими своими картинами. Он исходил все места: от Черниговского скита в Троице-Сергиевой лавре вплоть до Муранова и далее: русская природа его очень вдохновляла. В одном из писем он так и пишет: «Русская, русская природа!»

– В усадьбе представлена копия полотна Валентина Александровича Серова «Девочка с персиками», выполненная художницей Татьяной Викторовной Васнецовой.

Федорова Татьяна Сергеевна:

– Мы видим «Девочку с персиками». Это старшая дочь С.И. Мамонтова Вера, которую напишет В.А. Серов. Серов вырос в семье Мамонтовых, мать привезла его сюда десятилетним мальчиком. Он тоже очень любил Елизавету Григорьевну, называл ее своей второй матерью, уже будучи взрослым человеком, писал ей письма.

В.А. Серов напишет для Елизаветы Григорьевны «Девочку с персиками». Почти два месяца он работает на этом мольберте. Верочка сидела как раз здесь, за столом. Можно сказать, что эта картина и своего рода документ, потому что до сих пор у нас в углу стоит солдат-гренадер, висит тарелочка (но другая, та не сохранилась), стулья у окна – те же самые.

И.Е. Репин напишет здесь свой «Букет цветов». Ведь в основном он писал жанровые картины, очень редко – натюрморты. Но у нас как раз один из них, который он написал для Елизаветы Григорьевны. А все, что делал И.Е. Репин, повторял за ним его ученик Валентин Серов. Когда Репин написал этот букет, В.А. Серову было четырнадцать лет. Он напишет свой натюрморт «Яблоки» (картина «Яблоки на листьях», 1879 г.) и тоже подарит Елизавете Григорьевне.

Здесь же очень много работает художник-сказочник Виктор Васнецов.

Абрамцевский пейзаж впервые становится самостоятельным произведением: А.А. Киселев пишет в Абрамцеве «Цветник» (картина «Цветник в Абрамцеве»). Аполлинарий Васнецов, брат Виктора Васнецова, тоже напишет в Абрамцеве пейзаж.

– В следующей комнате – бывшем кабинете Елизаветы Григорьевны Мамонтовой – можно увидеть различные виды и планы храма Спаса Нерукотворного. Ключ от храма всегда хранился в кабинете Елизаветы Григорьевны. Эта умная, образованная и одновременно добрая и самоотверженная женщина не только воспитывала пятерых детей и создавала особую атмосферу абрамцевской усадьбы, но и стремилась, как могла, улучшить положение крестьян в округе: боролась с эпидемией холеры, открыла лечебницу, основала школу для крестьянских детей. Чтобы мальчики не уезжали после окончания школы в город, Елизавета Григорьевна организовывает столярно-резческую мастерскую – в итоге образовались целые династии мастеров-резчиков. Мебель в русском стиле, которую мы видим в кабинете, – их работа.

Мы завершили рассказ из музея-заповедника «Абрамцево».

Автор и ведущая программы Елена Чач
Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Время эфира программы

  • Суббота, 27 апреля: 16:05
  • Понедельник, 29 апреля: 03:00
  • Вторник, 30 апреля: 13:15

Анонс ближайшего выпуска

Возобновляем выход серии выпусков о работающей в Государственной Третьяковской галерее временной выставке «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А. Н. Овчинникова». О представленных на этой экспозиции иконописных произведениях, в числе которых не только копии, выполненные Адольфом Николаевичем Овчинниковым, но и подлинные древние иконы - например, удивительный оплечный образ Спасителя, - рассказывает заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, кандидат искусствоведения, куратор выставки Елена Михайловна Саенкова.

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать