Град Креста. Подготовительные недели Великого поста

18 февраля 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Слово митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

– Дорогие братья и сестры, мы вновь вступаем в пределы Великого поста. Великий пост еще по-другому называется святой Четыредесятницей. Если говорить обо всем периоде, то он разделяется на три части. Первая часть – это недели подготовительные к святому посту (три недели): Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне и Неделя о Страшном суде. Затем сам Великий пост, святая Четыредесятница (40 дней) и отдельно стоящая Страстная седмица, в которой рассказывается о Страстях Господних, последних днях Его жизни перед самым Его славным Воскресением.

Недели подготовительные к святому посту для нас очень важны. В первую очередь потому, что они основаны на очень важных поучениях Христа к каждому из нас, на Его притчах.

Первая Неделя о мытаре и фарисее. Христос рассказал притчу о двух людях: о фарисее (праведном, но горделивом) и мытаре-грешнике, уничижаемом людьми. Он был почти что предатель – собирал дань в пользу римлян. Он предатель своего народа, своих традиций, своей веры. В то же время он был очень смиренным и истинно каялся в том, в чем грешен.

И вот Христос сказал, что этот праведный, но горделивый фарисей ушел из храма наказанным, он не был прощен Богом. А мытарь, этот грешный, но смиренный человек, который даже не мог голову поднять от земли, бил себя в грудь и говорил только одни слова: «Боже, будь милостив ко мне, грешному», – ушел оправданным. Господь и предлагает каждому из нас в течение всей жизни, особенно вступая в пост, попытаться найти в себе силы и встать на стезю смирения, даже будучи грешным (а кто же сегодня не грешен?).

Если мы встанем на стезю смирения, то Господь поможет пройти пост, чтобы мы нашли в себе силы через смирение встать на стезю покаяния и действительно очищенными, праведными (насколько это возможно) выйти из Великого поста. Напротив, если человек все посты соблюдает (и этот пост будет соблюдать на высоком, достойном уровне), но гордится этим как фарисей, который гордился тем, что совершал положенные молитвы, давал подаяние бедным и десятину на храм от всего своего дохода, то никакой пользы от поста не будет. Если мы только внешне будем праведными,  никакой пользы от поста не будет. Это основополагающая истина для христианина в течение всей его жизни, особенно перед любым малым или большим подвигом, в том числе подвигом поста.

Вторая подготовительная неделя святого поста – Неделя о блудном сыне. Это притча Христа об одном семействе, в котором было два сына. Замечательный,благочестивый, чудный отец. Младший сын чуть ли не насильно потребовал часть своего наследства, ушел от отца в страну далече с пьяницами, блудницами. Он промотал свое наследство и стал нуждаться так, что пас свиней у одного из местных жителей. Ему не давали достаточно напитаться даже той пищей, которой кормили свиней.

Он говорит: «Господи, у отца моего столько наемников, которые живут гораздо лучше, чем я, его сын. Пойду попрошу у него прощения и скажу: „Согрешил я, отче, перед небом и пред тобою, прими меня хотя бы в число твоих наемников“». И вот отец, увидев издалека своего сына, побежал ему навстречу, упал, обнял, стал плакать и говорить: «Наконец сын, который потерялся, сегодня нашелся». Велел его обмыть, одеть в лучшие одежды, заколоть теленка и устроить большое торжество.

Конечно, смысл понятен: мы все, как тот младший сын, получили от Бога наследство. А наследством является наша прекрасная, чудная, замечательная жизнь, этот прекрасный мир. Каждый человек – целый микрокосмос. Каждый по-своему талантлив, красив и замечателен. Это наследство, эту жизнь мы часто проматываем, как тот младший сын, в пьянстве и блуде.

Самое главное, Отец ждет нашего возвращения, готов простить. Даже если мы будем вновь и вновь уходить, но просить прощения, Он вновь и вновь готов простить, принять, обнять нас и вернуть нам часть наследия. Конечно, дни Великого поста – попытка вернуться подвигом молитвы и поста к своему Небесному Отцу.

И наконец, третья подготовительная неделя Великого поста – Неделя о Страшном суде. Само название говорит о чем-то необычном и страшном. Конечно, страх в том, что закончится существование этого мира, человечества. По учению Православной Церкви, Христос придет вторично – и наступит Страшный суд над каждым человеком, будет принято решение в зависимости от его деяний, где он будет: в вечности с Богом или вне Бога. С Богом – это там, где Божия Матерь, ангелы, праведники, вечное счастье, о котором можно только мечтать, молиться и спешить, насколько возможно, жить по-божески. А если согрешили, каяться и бежать, как блудный сын или блудная дочь, к своему Отцу.

Конечно, страшная участь у тех, кто будет там, в вечности, без Бога. А без Бога – это ад. Часто говорят в писаниях, в нашей литературе, что это огонь или лед невероятный, тьма, сковороды или что-то еще, где поджаривают людей, – это все образы для восприятия человеческим разумом. Как еще можно описать что-то страшное, как не огонь, в котором человек постоянно горит и не может сгореть?  Что на самом деле ад? Сейчас на земле нам это не понять. Это можно представить только образами. Жизнь без Бога – ад и смерть…

Однако если кто попытается обвинить в этом Бога – это клевета на Бога. Бог дал человеку все, чтобы он, насколько возможно, исповедовал заповеди (даже если он о них не знает) –совести, чести, долга, которые даны человеку от рождения. Может быть, человек не слышал об Иисусе Христе, жил на каком-то острове, но у него есть совершенно другой закон; как говорил апостол Павел, закон совести. По этому закону они будут от Бога судимы. И не наше дело, как Господь их судит, потому что они не знали Христа, не знали истинного Бога до Пришествия Христа.

Хотел бы несколько слов сказать о масленице, которая начинается после воспоминаний о Страшном суде в воскресный день и заканчивается Прощеным воскресеньем, вслед за которым наступает пост. Сам принцип заговенья на Руси существовал всегда. Действительно, в эту седмицу мясо уже нельзя вкушать. Пекли блины, заговлялись. Это последние скоромные дни перед Великим постом. Особенно заговлялись в Прощеное воскресенье.

Но нельзя видеть это событие, масленицу, в отрыве от Великого поста. Вот есть у нас масленица: какая красота, давайте устроим торжество, праздник, пиршество, гулянья, катание на санях. Все это хорошо. Сжигание чучела – это, безусловно, из язычества, это не православная традиция. В то же время о том, что завтра (после Прощеного воскресенья, последнего дня масленицы) начало Великого поста, быть может, никто не задумывается.

Это самое опасное – когда мы вырываем какие-то праздники из контекста. Например, то же купание. Человек, может, в храме никогда не был, но купаться в иордани на Крещение он пойдет. Это, может быть, неплохо, но насколько для него это духовно полезно: искупаться – и больше ничего?

Я сомневаюсь, конечно, что это имеет духовную пользу. Физическую, для закаливания – может быть, а духовную – сомневаюсь. Конечно, масленица должна проходить: пускай это будут какие-то достойные, нормальные праздничные дни, когда мы заговляемся. Но в то же время надо помнить, что необходимо завтра вступить в пост, сменить обстановку, настроение.  Я думаю, сегодня это необходимо знать.

Записала Наталья Культяева

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 07:45
  • Среда, 01 мая: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать