Град Креста. О зависти

17 сентября 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
Слово митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла.

– Сегодня мне хотелось бы поговорить о таком грехе, такой страшной страсти, как зависть. Вначале я приведу библейские примеры, как говорится, от сотворения мира. Святые отцы говорят, что дьявол позавидовал человеку. Дьявол – это падший с неба ангел, который возгордился против своего Творца, Бога и был низвергнут на вечное мучение, стал страшным существом. Господь творит человека, которому дает образ и подобие Свои, дает огромные возможности, возможность жить вечно. И дьявол возревновал. Дьявол – источник всякого зла, но в том числе у него появилась конкретная зависть к человеку, к первым людям – Адаму и Еве. Ведь в Еве он тоже вызвал зависть, когда сказал: «Если вкусите от древа познания добра и зла, будете как боги, а сейчас Господь вас ограничил». И у Евы появилась зависть, влечение: «А почему же Бог нас ограничил? Я хочу познать добро и зло». Вот первое проявление этой страшной страсти, этого греха; произошло это в раю.

Второе страшное проявление, через которое совершилось убийство, – когда Каин возревновал и стал завидовать Авелю, что Бог принял его жертву. Когда Авель приносил свою жертву Богу, дым поднимался к небу, а когда Каин приносил жертву, дым расстилался по земле. Во-первых, совершенно странное определение признания и непризнания Божия. Если по-человечески, то мог бы быть ветер какой-то или что-то еще, но Каин однозначно посчитал, что Бог не принял его дара, а принял дар Авеля. Он стал завидовать Авелю, что Бог его признал главным, первым и добродетельным, приняв его дар, и из зависти убил брата своего. Совершилось второе преступление. Первое – это нарушение заповеди Божией в раю Евой, а потом Адамом, второе – убийство человеком человека.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Причем первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения».

Можно привести огромное количество жизненных примеров. Скажем, два человека претендуют на одно и то же место в своем карьерном росте. Место досталось одному из них. Второй может нормально к этому отнестись, но если его гложет зависть, если он подвержен этой страсти, он будет все больше и больше ненавидеть человека, который получил это место, считая это место своим. Но если вы были на равных позициях, с равным образованием, равным стажем работы, почему ты считаешь это место своим? Более того, святые отцы говорят (и это можно вполне увидеть в жизни), что порой человек, даже добившись иного замечательного места, может всю жизнь ненавидеть другого, считая, что тот занял его место. Вот как страшна зависть – она переворачивает сознание человека.

Человек завидующий совершенно не знает обстоятельств, в которых происходит одно, другое или третье событие. Например, человек завидует красивому дому или красивой машине и при этом говорит, что люди получили это незаслуженно. Хотя, если бы он сам это получил, сказал бы: «Я получил заслуженно. Потому что я работаю очень много». (Или удачлив и выиграл в лотерею. Или какие-то обстоятельства особые случились, скажем, доллар вдруг поднялся, он сумел мгновенно заработать деньги и купить этот автомобиль.) Если я имею такой автомобиль, то это нормально, а другие (например, священники, или более богатые люди, или власть имущие) не имеют права иметь такой автомобиль. Или рассуждают так: «Я работаю всю жизнь, но не могу позволить себе такой машины, почему же они имеют такое право и такую возможность?» Но это же нелогично, это полная чушь, это обман.

Как говорит Иоанн Златоуст, зависть никогда не прекращается, если ее огромным усилием воли не прекратить. Психологи отмечают, что зависимый человек – злобный человек, он какой-то сморщившийся, с поджатыми губами; его гложет зависть. А сколько народов уничтожила зависть! А сколько семей распалось на каком-то небольшом имущественном споре – и родственники становились врагами друг другу! Это сплошь и рядом. Если посмотреть статистику, сколько судов о разделе имущества… Или в жизни послушать одних, других, третьих, становится понятно, какая страшная страсть – зависть.

Как же бороться с этой страстью? Конечно, вопрос очень непростой. Потому что слова, сказанные святыми отцами, в том числе сказанные мною, могут показаться несколько наивными. Во-первых, Церковь призывает как можно больше видеть в себе плохого. Когда ты видишь в себе больше плохого, ты будешь больше хорошего видеть в другом человеке. Это правило очень полезно для смирения гордости в себе. Как смирить свою гордость? Только если в себе будешь видеть много плохого, начнешь уважать другого человека больше, не гордиться перед ним. Видя в себе плохое, ты перестаешь хвастаться своими мнимыми добродетелями, талантами и так далее. Это первое.

Второе церковное духовное средство – радоваться радостям ближнего своего. Конечно, кто-то скажет: «Как я могу радоваться, когда он, негодяй, получил это незаконным путем, когда он украл?» Радуйся его радостям, и тебя не будет глодать зависть, ты не будешь мучиться от этого. А может быть, он не украл? Может быть, он заработал то, что имеет?

Вот что пишет Василий Великий по этому поводу: «Если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрения чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие».

То есть желаешь славы (в хорошем смысле этого слова) – добейся этой славы добродетелью своей. Будь благочестив, целомудрен, благоразумен. Конечно, это тоже не совсем правильно с духовной точки зрения, некая горделивая нотка здесь присутствует, но в то же время это вполне может спасти от зависти.

Я призвал бы всех радоваться радостями ближнего своего, довольствоваться тем, что мы сегодня имеем. Помню, в свое время я носил одежду своих старших братьев, а папа мне так и не купил мопед, который я очень просил. Помню, как ездил на покос, когда мама была в больнице, доил коров (очень люблю в связи с этим сельское хозяйство). Но я никогда не был этим огорчен. Мы жили достаточно бедно, на 70 рублей папы. В семье было семеро детей (седьмой скончался маленьким, а шестеро жили). Сейчас, когда я вижу людей более успешных, более богатых, думаю: Бог им судья. Советую всем, кто слышит меня, слышит Церковь в целом (а Церковь об этом говорит каждый день и каждый час), жить более спокойно, и сможешь в этом спокойствии заработать себе то, что будет вполне достаточно для твоего земного и вечного бытия.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Вторник, 30 апреля: 07:45
  • Среда, 01 мая: 15:15

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать