Духовные размышления. «Иисусе, Боже истинный…»

17 января 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Однажды, во второй половине XIX столетия в Киевской духовной академии шел экзамен по западноевропейской философии. Принимал экзамен сам ректор, архиепископ Иннокентий Борисов, – замечательный мыслитель, археолог, проповедник. Он отличался необыкновенной живостью ума и обширностью познаний.

Студент Киевской академии стоял перед столом с зеленым сукном, и владыка Иннокентий, слушая его рассуждения по билету, вдруг спросил: «Скажите, почтеннейший, что есть философия?» Тот замялся, стал говорить, что это стандартная наука, изучающая общие законы бытия. Владыка остановил его и с улыбкой сказал: «Философия изучает историю заблуждений человеческой мысли».

И действительно, с тех пор как западная мысль расцерковилась и с Нового времени Европа стала мало-помалу отходить от Евангелия как основы бытия, каждое столетие, а то и каждое десятилетие появлялись блестящие имена, особенно среди германских философов, каждый из которых предлагал новую всеобъемлющую систему мысли, новое миросозерцание.

Один из этих философов, старик Гегель, создал универсальную философскую систему, охватывающую, как ему казалось, всю полноту бытия. И когда кто-то из знакомых говорил: «А что, если найдется такой факт, который не будет вписываться в вашу философскую систему, феноменологию духа?» – Гегель не на шутку сердился и говорил: «Горе этому факту».

Итак, история заблуждений человеческой мысли. Окидывая взором седую античность, изучая культуру Египта и Индии, Ассирии, Китая, вникая в современную европейскую философию, мы видим, как человечество вольно или невольно само создает себе идолов и вместо поклонения живому Богу кланяется мертвечине, то есть сухим концепциям собственного безблагодатного ума.

Чего стоят хотя бы сочинения Владимира Ульянова-Ленина, который объявил божеством некую материю, объективную реальность, которая не зависит от наших чувств и ощущений! Однако то, что окружает нас, вовсе не есть царство материи – это абстрактная философская категория, – но предметный мир. И каждый отдельно взятый предмет: цветок, гора, солнце – это материя, оформленная в соответствии с некой идеей, нематериальным началом, идея Самого Творца, Который воплощает Свою мысль созидая, некогда за шесть дней создав этот прекрасный, удивительный мир.

Но не будем уходить далеко в философскую материю. Скажем только, что человек, по определению Федора Михайловича Достоевского, есть существо, призванное и желающее благоговеть пред чем-то высшим, пред божеством, и поэтому даже нерелигиозный разум все равно воздвигнет для себя абсолют, которому он будет поклоняться. Чем грязнее человеческое сердце, чем больше потеряло оно младенческую чистоту, чем больше в душе человека скрывается гордости, похоти и злобы, тем ошибочнее тот судит о Боге. И тем больше заблуждений будет в его поклонении абсолюту.

Ложные религии заступили место монотеизма – то есть поклонения Единому Богу – вскоре после того, как потомки Адама, разойдясь по лицу земли, все глубже и глубже погружались во тьму развращенности. Историки религии знают, что в Египте божественная почесть воздавалась кошкам или даже растениям. В Индии язычество стало наслаиваться на первичный монотеизм – поклонение истинному Богу, создавшему небо и землю, – и в древнейших священных языческих книгах (ведах) мы найдем гимны Единому Богу, почти тождественные гимнам царя Давида, который воспевал Творца неба и земли в своих священных псалмах.

Однако последующие столетия все дальше и дальше отводили индусов от познания истинного Бога и совершенно погрузили их во тьму политеизма язычества. Когда Христос, Свет истинный, воссиял на земле, Бог воплотился, умы и сердца человечества были совершенно помрачены заблуждениями в богопочитании, о чем, между прочим, подробно рассказывает нам Книга деяний апостольских, писанная евангелистом Лукой.

Читая главу за главой этой богодухновенной книги, слыша о просветительских подвигах апостолов Петра и Павла, вы узнаете о том, какому суровому, практически беспрестанному преследованию подвергались эти первые миссионеры Церкви со стороны иудеев, тех, кто отверг собственного Мессию, и язычников, приносивших жертвы идолам. И единый Христос, истинный Бог во плоти, просвещает светом благоразумия умы и сердца потомков Адама.

Со креста неправды не говорят. «Я и Отец – одно», – свидетельствовал наш Спаситель. «Видевший Меня видел и Отца, никто не обретет доступа к Отцу, только через Меня. Веруйте в Бога и в Меня веруйте», – обращается воплощенное Слово Божие, Господь Иисус Христос к Своим словесным овцам. И, раскрывая акафист Иисусу Сладчайшему, мы найдем одно замечательное обращение к нашему Спасителю: «Иисусе, Боже истинный» – тот самый Бог, о Котором через Моисея было возвещено древнему человечеству.

Аз есмь Бог, да не будет у тебя других, ложных богов, кроме Меня, не сотвори себе кумира, не поклоняйся никакому ложному изображению, да не послужишь кумиру, не поклонишься ему. Видевший Христа, увидевший Его духовными очами сердца, поклоняющийся Ему с верою как Богу крепкому и живому вступает в область абсолютной, беспримесной самодоказующей светоносной истины. И напротив, тот, кто не уверовал в посланного Отцом Сына Божия, Бога крепкого, живого, де-факто, по определению находится в области кромешной тьмы, лжи и заблуждения.

Нет счастливее людей, нежели православные христиане, которые унаследовали от апостолов веру, без какого бы то ни было искажения, умаления, ущербности, привнесения чуждых ей элементов, но поклоняются Отцу в духе и истине. Христос есть истина. И человек, ходящий во истине, получает благодать Святого Духа в награду за веру, искренно принесенное покаяние, воспринятые с любовью крещение и последующее исполнение нравственного закона, запечатленного в заповедях Христовых.

Такой Христов ученик осиян истиной, и его ум и сердце радостно отзываются на призыв Божественной благодати предстоять Единому Богу, Творцу неба и земли, Богу, познаваемому в нерожденном Отце, извечно рождающемуся из лона Отчего Сыну, и Духу Святому, Господу Богу животворящему, исходящему от Отца и почивающему на Сыне.

Спаситель незадолго до Своих страданий на кресте говорил апостолам: «Я не оставлю вас сиротами, но вновь явлюсь вам и пошлю вам Духа истины, Который от Отца исходит, и Дух наставит вас на всякую правду». Позаботимся, дорогие друзья, чтобы Дух Святой воистину обитал в нас, покаемся во всех грехах, и Бог дарует нам энергию благодати, имея которую в уме и сердце, мы найдем дорогу веры и верности Христу. Мы сокрушим стоящих на нашем пути идолов лжи и лукавства и возрадуемся о нашем Спасителе, Который вводит нас в Царство Своего невечернего света, истины, правды и любви.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать