Духовные размышления. «Иисусе пресладкий, патриархов величание…» Часть 1

3 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

Для того, чтобы понимать слова Акафиста Иисусу Сладчайшему, дорогие мои собеседники, мы, конечно, должны быть хорошо знакомы с историческими реалиями Ветхого и Нового Завета. Еще преподобный Серафим Саровский говорил, что ум христианина должен быть погружен в Священное Писание, так, чтобы, уподобясь мудрым книжникам, мы извлекали из своего сердца и ветхое и новое, то есть, зная апостольские писания, не пренебрегали ветхозаветными, пророческими, ибо все Писание богодухновенно, оно написано, как утверждает святой апостол Павел, для нашего утешения, обличения и назидания.

Вот и сегодня, обращаясь ко Господу нашему в молитве «Иисусе пресладкий, патриархов величание», зададим себе вопрос: о каких патриархах идет речь? Может быть, о российских патриархах: Алексии I, Алексии II, Пимене или о здравствующем патриархе Кирилле? Конечно, предстоятели Русской Церкви уповают на Господа, величают Его, славят Его и словом и делом, хотя как люди они, конечно, немощны; но, безусловно, Акафист, который был написан в раннем средневековье, именует патриархами великих праведников Ветхого Завета. Патриарх – старший в народе, в роде, лицо, которое возглавляло этнос. И речь в данном случае идет, прежде всего, о родоначальниках человечества.

Таким патриархом мы можем назвать Сима, равно и его брата Иафета. Я сейчас умолчу о Хаме, хотя и через него человеческий род умножался, но по благочестию Сим и Иафет были угодниками Господними, и наверняка их имеет в виду автор Акафиста. Это и Ной – один из немногих праведников, числом до восьми, которые спаслись в страшных бурных водах потопа. Это, конечно, и Авраам – собственно патриарх-родоначальник еврейского народа, впрочем, не только его. Авраам именуется отцом всех верующих, ибо главным стержнем его бытия была живая, зрячая, горячая вера невидимому Богу, Которому он был безусловно послушен, настолько, что Создатель удостоверил Своего друга Авраама: от него произойдет многочисленный, как морской песок, как звезды небесные, народ, и из среды этого народа будет явлено Семя – Искупитель, благодаря Которому все народы получат утраченное некогда Адамом благословение. Итак, Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков – двенадцать патриархов, тех двенадцать родоначальников колен Израилевых, о которых мы хорошо знаем.

«Иисусе пресладкий, патриархов величание»… Кто-то из вас спросит: каким образом они могли величать Иисуса, если Сам Христос родился бессеменно от Марии Девы уже под занавес человеческой истории? Да-да, Священное Писание и мать наша Церковь удостоверяют нас, что Бог пришел в последние времена и явил Свой прекрасный лик человекам. Но потому-то и праведен Ной, сын утешения, взирая на сердце которого, упокоился Господь (тот утешил Создателя чистотой своей жизни), потому праведен и Авраам – отец всех верующих (а Рай именуется «лоном Авраамовым»), что все они, ветхозаветные праведники, веровали в грядущего Искупителя – Господа нашего Иисуса Христа. И мы по праву можем считаться и являемся таковыми – детьми Авраама – не по плоти, а по духу, будучи возрождены единым с Авраамом упованием на Бога во плоти. И какая-нибудь Дарья Петровна из Рязани, произошедшая от своих славянских предков, – истинное чадо Авраама в отличие от иной некрещеной жительницы современного Израиля, думающей, что она живет в земле своих отцов, именно потому, что благословится только то потомство Авраама, которое имело и имеет тождественную с патриархом веру в Искупителя мира, истинного Мессию.

«Иисусе пресладкий, патриархов величание»... Да, в тайне сердец и Авраам, и Исаак, и Иаков величали грядущего Господа, веровали в Него, веровали Ему. Но заслуживает рассмотрения, почему мы употребляем такой эпитет, как будто необычный для современного человека – Иисусе пресладкий, патриархов величание. Дело в том, что исконные значения церковнославянского языка, как мы с вами часто выясняем, достаточно отличны от современного русского разговорного языка. В данном случае словосочетание «Иисусе пресладкий» отнюдь не несет в себе оттенка сентиментальности, чего-то такого, что могло бы смутить читателя. Но имя Иисуса Христа – это действительно святыня для верующих в Господа. Помните, на равнинах Палестины, недалеко от Тивериадского озера, Христос как-то сказал о Себе: «Аз есмь хлеб жизни. Я хлеб небесный, сшедший с небес. Вот отцы ваши, – обращался Он к иудеям, – ели манну в Аравийской пустыне и умерли. Но тот, кто будет вкушать этот хлеб, Мою Плоть и Кровь, которые суть истинно пища и питие, не умрет вовек, и я, – говорил Господь слушателям – воскрешу его в последний день».

А что может быть радостнее, что может быть сладостнее для ушей и сердца человека, чем весть о таком снадобье, о таком эликсире бессмертия, благодаря которому мы будем всегда живы в Боге, и Бог будет нашей жизнью, и душа наша будет в радости предстоять Создателю и сто, и двести, и пятьсот лет спустя, и тогда, когда времени уже не будет? Вот почему Иов Многострадальный, один из праведников Ветхого Завета, вполне бы согласился и радостно воспринял словосочетание «Иисусе пресладкий, патриархов величание», ведь он сам в своей пророческой книге некогда записал: «Мои глаза, а не глаза иного увидят Искупителя, и я узрю ныне распадающуюся плоть мою воскрешенной».

Итак, для кого-то Господь был камнем преткновения, а для нас Он – камень краеугольный, многоценный, веруя в который никто из нас не постыдится. Имя Иисуса Христа, воспринятое умом и сердцем, действительно проливает в нашу душу необыкновенное спокойствие, и мир, и утешение. Помните, как царь и пророк Давид, который многое предсказал о пришествии в мир Христа, говорил, что заповедь Господня светла, она просвещает очи, слово Господне лучше, чем мед для уст его. Так вот Иисус Христос – это словосочетание, которое и может быть названо словом Господним, потому что «Иисус» означает «спасение», «Христос» – «помазанник». И когда мы со вниманием, неспешно, трепетно, мысленно поставляя себя в присутствие Божие, начинаем в духе простоты, детского смирения, ощущения своего недостоинства молиться в жажде очищения от грехов нашей души и тела со словами «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», то имя Иисуса Христа, призываемое с верою, становится прозрачной линзой, как будто хрустальным окном, чрез которое Божия благодать – несотворенная энергия Божества – льется светлыми лучами и прикасается к нашему сердцу, врачует наш ум. Тот, кто знает это по опыту, подтвердит мои мысли.

На первый взгляд очень нелегко призывать имя Господа. И в Евангелии, между прочим, сказано: «Никто не может исповедовать Иисуса Господом Богом, если Дух Святый, благодать Господня в этом нам не поможет». Искушения тот час дают о себе знать, мысли как будто приходят в движение, посторонние мечтания, воспоминания клубятся в сознании, душа иногда испытывает смущение, молиться внимательно трудно, иногда ум отходит от предмета молитвы, но дорогу осилит идущий.

«Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Господи Иисусе Христе, очисти и помилуй мя, грешного. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – так вот об имени Господнем мы радуемся весь день. И к концу дня, если мы пребывали действительно сосредоточенными, внимательными, старались мечом молитвы Иисусовой открещиваться от всех находящих греховных помыслов и соблазнов, мы испытываем, как правило, утешение, отдых, покой. Имя Христово становится сладким, сладостным для человека, потому что его натруженное сердце вкушает отдых и покой. Господь становится для нас покровом и силою. Своим светом Он и внутри просвещает человека, который в течение дня держится за ризу Христову. И как младенчик успокаивается на руках родителей, так и мы с полным удовлетворением и убежденностью произносим эти слова: «Иисусе пресладкий, патриархов величание».

 

Записала Аксиния Шмонденко

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать