Духовные размышления. «Радуйся, бане, омывающая совесть…»

19 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Сегодня мы будем беседовать о человеке, человеческой личности, составленной из души и тела, как о Божьем храме, в котором все должно быть чисто и прекрасно. И действительно, культурные народы, начиная от глубокой древности, античные греки и римляне, созерцая глазами художников, скульпторов человеческое тело, видя его гармонию, пропорциональность, стараясь запечатлеть его красоту в произведениях искусства, оставили нам в наследство многие шедевры, так что самая художественная мысль христианской эпохи формировалась не без освоения культурного наследия древнейших народов Земли. И всегда тело рассматривалось как некий храм, нерукотворный, изваянный рукою Небесного Художника. Христианское самосознание, видевшее в человеке личность, созданную по образу и подобию Божию, учит нас, что бессмертная, свободная, разумная душа, неизъяснимо сочетающаяся с телом, вкупе с телом составляет драгоценный чертог, дворец, храм, в котором невидимо почивает Бог – Творец, Искупитель, Судия, пред Которым и небо недостаточно чисто. Он, Господь, и в ангелах своих усматривает недостатки. Каким же должно быть ученику Христову, созданию Божию, человеку, просвещенному искрой Святого Крещения, если каждый из нас своей жизненной нравственной целью имеет не что иное, как стяжание, собирание по искоркам, по крупицам Божественной благодати? Бог, чистейший цветов и небесных светил, хочет почивать в нас, со-пребывать с нами, а потому и мы призваны сохранять наш телесный состав в чистоте, а особенно радеть о чистоте наших помыслов, мыслей и намерений. В человеке, выражаясь словами Антона Павловича Чехова, все должно быть прекрасно: и душа, и тело, и глаза, и слово, и одежды, и самый образ его жизни.

Приметим, что в римском обществе, равно как и греческом, были распространены термы – те общественные бани, которые представляли собою, как бы мы сегодня сказали, досуговый центр. Там собирались знатные граждане – нобели, патриции, старейшины города и совмещали приятное с полезным: омываясь и освежаясь, они беседовали о государственных делах, зачастую уже поздно вечером приходили в свои дома; и до сих пор известны благодаря раскопкам или сохранившимся памятникам архитектуры роскошные виллы римских богачей, сенаторов, где не только парадные залы, но и самые термы украшены мозаиками, узоры которых поражают воображение современных художников. Нужно признаться, что славяне еще до просвещения Христовой верой были самым чистоплотным народом Европы. И покуда Париж, Мадрид, Лондон задыхались от миазмов и ядовитых испарений отходов человеческой жизнедеятельности, у нас на Святой Руси народ имел обыкновение раз в неделю от мала до велика очищать тело от потов и трудов в русских баньках, так что еще святой апостол Андрей Первозванный, который, по преданию, совершил благовестническое путешествие от Причерноморского бассейна даже до острова Валаам, отмечал удивительный для него обычай русских людей в суровую зимнюю пору выбегать на мороз – красный нос из баньки, падать в сугробы, в снег, да еще хлестать себя ветвями деревьев до покраснения – что, по преданию, дошло и до нашего времени.

Но неужели мы с вами будем сегодня беседовать о гигиене, санитарии? Ведь каждый и так с малолетства читал стихотворную повесть о Мойдодыре, помнит детские стишки о девочке чумазой и без лишних напоминаний ежедневно совершает свой утренний моцион, так чтобы не стыдно было показаться пред людьми, и учит добрым правилам и своих малолетних детей. Но мы завели с вами этот необычный разговор о бане, о мытье не просто так. Обращаясь сегодня в очередной раз к Акафисту Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, найдем в нем удивительное воззвание, обращенное к Самой Царице неба и земли: «Радуйся, бане, омывающая совесть!» Вот уж непривычно такими словами применять такой художественный образ к Самой Чистейшей Деве Марии! Впрочем, люди церковные, у которых на слуху многие молитвы и песнопения, не удивятся, услышав слово «баня» в духовном осмыслении, прилагаемое к Самой Матери Церкви. Действительно, само вхождение наше в Церковь свершилось не без воды. Вода – символ очищения. Никто не может увидеть Царство Небесное, не родившись свыше водою и Духом. Все мы были крещены во имя Святой Троицы и, выйдя из крещенской купели, были облечены в белоснежные ризы спасения. Все мы обрели некогда – кто в детстве, а кто в зрелые годы – душевную и телесную чистоту, омывшись от всякой скверны плоти и духа через спасительное таинство духовного возрождения. Но не только Матерь-Церковь, породившая нас в вечность в святой купели, но и Пречистая Дева Мария – источник чистоты и целомудрия именуется, как мы узнали сегодня из Акафиста, баней, омывающей совесть. И думается, в наш растленный век, о котором прозорливо сказал русский поэт: «Не плоть, а дух растлились в наши дни», отчаянно тоскует душа по чистоте и целомудрии, отчаянно мучается человеческое сердце, которое не сохранило детской невинности, распрощалось с девством не в законном венчанном браке, а в иных сомнительных приключениях. И каждый из нас, как будто задыхаясь в современном мире, который на все лады воспевает грязь и нечистоту, по недоразумению именуя их любовью, – каждый из нас хотел бы пройти через эту духовную баню церковных таинств, хотел бы очистить исподнее своего сердца и вновь войти в золотое детство, обрести защиту от нечистого, блудного духа, так чтобы и глаза смотрели на все бесстрастно, без вожделения, и мысли наши обращались бы ко Господу, не встречая препон в грязных воспоминаниях и образах, которыми сегодня, к сожалению, кишат средства массовой информации. Каждый из нас хотел бы быть белой лебедью, за спиной которой раскрываются прекрасные крылья молитвы, надежды и любви. И в этом нашем стремлении к чистоте, к целомудрию очень важно и необходимо взывать к Пресвятой Деве Марии: «О Пречистая Богородице, Ты Еси источник чистоты и целомудрия, привлеки мое сердце к покаянию, выведи меня на чистые воды исповедания, огради меня от навязчивых помышлений и образов, растлевающих святая святых – мое бедное измученное сердце.Твоими молитвами да облечет меня Небесный Отец в светоносные одежды оправдания, и таким образом в ясности мыслей и чистоте намерений прославляю я всесвятого Господа, Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

 

Расшифровка: Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать