Духовные размышления. «Радуйся, Премудрости Божия приятелище...»

26 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Из многих человеческих добродетелей и нравственных качеств личности одной из самых важных и вместе с тем редко встречающихся является мудрость. Не случайно в истории человеческого рода особым авторитетом всегда отличались мудрецы – люди, умудренные и старческими сединами, и многогранным человеческим опытом. Не случайно у каждого народа были свои мудрецы: например, Сократ – у греков, Мишель Монтень – у французов. Некоторые считали Льва Толстого носителем мудрости в русской жизни, хотя на поверку это оказалось далеко не так, потому что богато одаренный от природы человек, изучивший науки и искусство внешние, но потерявший живую связь с Богом через веру и жизнь по вере, не оправдал ожиданий, на него возлагавшихся.

Но возвратимся к предмету нашей речи. Мудрость никогда не приходит мгновенно и в одночасье, подчас требуется вся жизнь в совокупности с ее горестями, радостями, победами и поражениями, чтобы человек вместил в себя знания о мире, людях, а самое главное – нащупал тропу бескорыстной любви, идя по которой он был бы способен увлекать за собой и всех стремящихся подражать благому примеру. Человек именуется по латыни Homo sapiens (хомо сапиенс) – человек разумный, а слово, дар словесности, отличающий нас от бессловесных животных, является носителем мудрости. Однако сегодня мало кто в состоянии поделиться добрым советом, если это не касается практической мудрости – того, как лучше распорядиться недвижимостью, в какую валюту вложить свои средства, всего того, в чем преуспевают сыны земли, но что не является главным духовным интересом и одновременно потребностью бессмертного человеческого духа.

Давайте же мы обратимся по обычаю к Акафисту Пресвятой Деве Марии и из него зачерпнем ладонью и сделаем глоток свежей воды, размышляя над обращением к Царице Небесной: «Радуйся, Премудрости Божия приятелище…» Матерь Божия называется Той, Которая приняла, вместила в Себя Божественную Премудрость. На языке Священного Писания Премудростью Божией и одновременно Силою Отеческой именуется второе Лицо Животворящей Троицы – Господь наш Иисус Христос. И действительно, после благовестия Ей Архангела Гавриила Пречистая Мария восприняла в Свое естество, Свои недра благодать Святого Духа, которая соделала непостижимое: не повредив ключей Ее девства, но лишь прибавив Ей природной чистоты, энергия Святого Духа соткала под Ее сердцем прекрасный Плод – в Ней явился Богочеловек, Премудрость и Сила Отчая. Нетрудно догадаться, что, безболезненно разрешившись от Своего бремени, став Матерью, но и оставшись Девой, Пресвятая Богородица блистала небесной премудростью более, чем какой бы то ни было человек или ангел. Она стала сокровищем премудрости, почему Акафист и воздает Ей эту честь.

Каковы же отличия божественной премудрости от земного практического разума? Об этом подробнее всего говорит в своем Послании святой апостол Иаков. Именно он свидетельствует, что премудрость, сходящая свыше на смиренное, благочестивое, верующее, кающееся человеческое сердце, отличается следующими признаками: она тиха и мирна, чиста и нелицемерна, она делает человека светлым и радостным. И напротив, тот, кто набрался лишь земных сведений, научился устраивать свои дела в этом мире по его законам, так часто при всей изобретательности и проницательности бывает человеком завистливым и раздражительным, эгоистичным и мнительным, совершенно холодным и безучастным к страданиям ближних, далеким от того, чтобы прислушиваться к их слезам, рыданиям, исполнять их нужды.

Сегодня, воздавая честь Богородице, Которая носит в Себе небесную духовную премудрость, поразмышляем о том, каким образом та проявляется и в наших немощных человеческих сердцах. Какого человека, христианина мы действительно могли бы назвать приятелищем премудрости, тем, кто носит в себе дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия и страха Божия? Мы слышали из Священного Писания, что носящий в себе Святого Духа Божия не должен быть обладаем страстью гнева, раздражительности, но призван дух премудрости сохранять в сосуде кротости, милосердия и любви. Гнев, говорит апостол Иаков, не творит правды Божией. Но человек премудрый должен быть скор на слышание окружающих и медлителен на проявление гнева. Тот, кто совладал с самим собою, обладает благородной сдержанностью (выдержкой), ум свой держит хладнокровным, а сердце теплым и сострадательным. Такой человек действительно способен удержать в себе благодать, и она непременно рано или поздно будет проявлять через него и в делах, и в словах, и в выражении глаз его свои действия.

Божественная премудрость заключается, конечно, в том, чтобы наши слова и дела находились в гармонии, в соответствии друг с другом. Совершенно неразумен тот, кто правой рукой строит, а левой – разрушает. Если самые высокие, прекрасные истины исходят из наших уст, но поступки и дела свидетельствуют о противоположном, такого человека просто назовут краснобаем, лицемером, обманщиком. Вот почему на Руси всегда считали, что гораздо лучше иметь дела без слов, чем слова без дел.

Небесная премудрость заключается еще и в том, чтобы никогда не воспламенять сердце обидой в отношении окружающих нас людей. Хотя бы в действительности вокруг было немало недоброжелателей, которые пытались бы уязвить нас, выбить из седла, совершенно мудрый христианин должен оставаться спокойным и благожелательным. Он взирает на всех людей как на орудие Промысла Господня и поэтому, слыша похвалы и комплименты, ничуть не обольщается, а встретив поток инвектив (злых пожеланий, слов, произнесенных с внутренней издевкой, иронией), не теряет спокойствия, но достойно должен защитить славу своего доброго имени.

«Радуйся, Премудрости Божия приятелище», – обращаемся мы к Богородице и просим Ее, чтобы Она исходатайствовала для нас живую и зрячую веру в Провидение, в Промысл Господень, о котором мы поговорим подробнее в следующий раз. А сегодня удержим в памяти сказанное: никогда не впадать в панику, не малодушествовать, не допускать до сердца обиды, внутренне сочувствовать и сожалеть о людях правых и виноватых, удерживаться от лжи так, чтобы слово наше было помазано духом правды и любви – вот начальные свойства небесной премудрости, носителями которой каждый из нас должен быть, если хочет обрести у Господа Бога благоволение и милость.

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать