Духовные размышления. «Радуйся, надеждо благ вечных...»

5 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Дорогие друзья, часто, когда мы смотрим на величественные православные храмы в центре Москвы, в Кремле на Соборной площади или отъехав в Троице-Сергиеву лавру – сердце России, наш взор останавливается на основании креста, украшенном полумесяцем. Иногда священников спрашивают, какова символика этого полумесяца, что он означает?Распад ли Османской империи и победоносные войны, которые вела имперская Россия со Стамбулом, или луну, о которой упоминается в книге Откровения–Апокалипсисе, где Церковь, представленная в образе прекрасной жены, попирает луну? Скорее всего, и ни первое, и ни второе. Но крест вместе с полумесяцем, рога которого подняты кверху, очень похож на якорь, а якорь в христианском искусстве и в Священном Писании – это символ надежды.

Апостол Павел в одном из своих посланий говорит, что надежда на Христа воскресшего уподобляет Церковь судну, бросившему якорь. Действительно, морские волны бьют в борт судна, оно колеблется, при шторме ему грозит потопление, но едва лишь сброшен якорь, едва он опускается и входит в илистое морское дно, судно обретает устойчивость. Такой устойчивостью, глубоким духовным покоем и миром как выше естественным Божиим даром обладает мать наша Церковь, этот ковчег спасения, а якорем в этом ковчеге служит наша надежда на Господа Бога Всемогущего, Всепремудрого, Вселюбящего. И надежда на Него, по удостоверению царя и пророка Давида, не посрамляет. «Надеющиися на Господа, яко гора Сионская»,– образно возвещает нам один из псалмов Христовых. Надежда – это светлая, умиротворяющая нас добродетель, которая распрямляет плечи и раскрывает крылья, дотоле сложенные за спиной. Без надежды на милость Божию сама вера может быть бесовской, ведь демоны (падшие духи) знают, что Бог есть, но трепещут от страха, потому что находятся в состоянии отчаяния, озлобленной отчужденности от источника Божественного света.

Вот и сегодня, обратившись в очередной раз к Акафисту Пресвятой Богородице, мы с вами найдем замечательное воззвание к Царице Небесной: «Радуйся, надеждо благ вечных». Матерь Божия учит нас несумненно уповать, надеяться на Христа, Который дарует нам Свою благодать. И эта живительная благодать, насыщающая бессмертный человеческий дух, отзывается в душе светлой надеждой – надеждой на вечное спасение, надеждой на земное покровительство и защиту от Господа, надеждой на прощение, которое Он уготовал нам, едва лишь мы с сокрушенным сердцем и глубоким покаянием приступим к таинству Исповеди. И Матерь Божия вдыхает в наши сердца эту надежду.Вот почему так важно христианину, входя в Божий храм, тотчас устремить свой взор найти икону Богородицы и по-детски обратиться к Ней с молитвой: «Матерь Божия, умножь во мне веру! Матерь Божия, согрей мое сердце любовью ко Христу! Матерь Божия, соделай мою надежду на Его помощь несумненной!»

Если кому-то эти слова кажутся сомнительными, давайте поразмышляем от противного. Посмотрим друг на друга, на наших соседей, родственников, друзей, особенно тех из них, кто, к сожалению, покуда еще не нашел дороги в Божий храм, сколько сейчас таких, по имени крещеных, но по жизни совершенно непросвещенных, соотечественников бродят, как ежики в тумане, не зная света и тепла Божией благодати. И если вы осведомитесь у священника или у врача-терапевта и психолога, каково внутреннее состояние людей, не имеющих никакой потребности в молитве к Богу, никогда (разве что только в раннем детстве) не раскрывавших свое сердце в таинстве Покаяния, каков их тонус, душевное устроение, перепады температур, смена состояний, которые они, как правило, скрывают, но врачам-душеведам в этом без утайки печалятся, окажется, что картина совершенно невеселая.

Ели мы перенесемся мысленно в Соединенные Штаты Америки, то узнаем, что более 2/3 населения не может жить без психотропных таблеток. Каждый, помимо астролога, имеет еще и психиатра, которые озабочены тем, чтобы депрессия, депрессивное состояние придавленности, обескрыленности не столкнуло пациента на обочину дороги жизни. Да и у нас не всё весело в нашем «датском королевстве», выражаясь образно. К сожалению, наши родители послевоенного поколения самой жизнью были отдалены от храма, его таинств, никогда не прибегали к священнику, а через священников ко Христу Спасителю для очищения своей совести, и это дает себя знать.

Говорят, время никого не красит, и если малые дети, «первачки», представители младшей возрастной группы, как правило, искрятся энергией, радостны, оживлены, бодры, улыбчивы, то когда вам уже за пятьдесят и иногда чувствуешь, как не атмосферное давление, но груз жизненных забот и скорби, которые щедро выпадают на долю каждого из нас, как будто бы пригибают к земле. Душа словно птица с перебитым крылом – рожденная летать, она ползает по земле, клювом уткнувшись в песок каких-то чувственных удовольствий. И вы знаете, как священникам бывает огорчительно встречать таких бабушек и дедушек, которые приводят своих детей в воскресную школу, в Божий храм к Исповеди, Причастию, а на вопрос: «А не хотите ли вы сами раскрыть свою совесть, приобщиться Святых Таин?», отвечают: «Да мне уж поздно, отшумело всё, мне уж нет надежды на исправление, как курю с 8-го класса, так печкою дымлю и ныне, в свои 64 года. Нет, жизнь уж прожита. Не жалею, не зову, не плачу, всё прошло, как белых яблонь дым, увяданья золотом охваченный, никогда не буду молодым». И вот слушаешь такие пессимистические высказывания, такие скорбные ламентации (то есть причитания), и душа исполняется жалостью и состраданием к людям. Разве можно исповедовать эту болотную философию, разве можно смиряться со знанием тяготеющих на тебе грехов, разве можно признавать свою душу погибшей и уже недостойной спасения? Это помыслы от лукавого, который захомутал душу и пытается увести ее в снотворные таблетки, в психотропные препараты, пытается подменить священника психиатром, что, конечно, не может дать человеку полного исцеления, но лишь временное облегчение от острых психических состояний.

Храм Господень – вот истинная лечебница души. И человек, едва ли не отчаявшийся в жизни, должен раскрыть пошире свои глаза, по-детски, с надеждой устремить взор на Христа Спасителя, Которого держит на Своих руках Богородица. Тем паче что сами названия икон Ее так много говорят верующему сердцу: «Всех скорбящих радость», «Отрада и Утешение», «Утешение в печалех», «Взыграние», «Спасение погибших». Эти и другие названия убеждают нас, что Матерь Божия действительно является нашей Поручительницей, Ходатаицей о спасении человеческой души. Она, а не кто иной, есть наша надежда. А надежда не только «компас земной», не только «дарует награду за смелость», но надежда воистину не посрамляет. Когда с верой и надеждой на милость Божию я вспомню грехи своей юности, подробно всё перескажу и покаюсь у креста и Евангелия, попрошу у Господа отпустить мне мои вольные и невольные, ведомые и неведомые согрешения и по принесении чистосердечного покаяния возьму у священника благословение на причащение Святых Христовых Таин, поверьте, что солнышко нам улыбнется, отойдут туги и печали, и душа, расправив плечи и крылья, как белоснежная птица, от земли возлетит в царство света, правды и любви.

Поэтому «не надо печалиться, вся жизнь впереди». Но для того чтобы нам не обмануться, не заблудиться среди трех сосен, не будем, друзья, откладывать покаяние, но с надеждой на получение вечных духовных благ, под руководством и покровом Богородицы скорее устремим наши стопы к священнику и принесем это сердечное детское покаяние. А Бог знает, как возвратить нам радость бытия.

 

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать