Духовные размышления. «Радуйся, девство и рождество сочетавшая...»

24 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Сегодня, обозревая с птичьего полета все человечество, мы с вами наблюдаем, какую страшную борьбу ведет с ним зло. Оно пытается проникнуть в наши дома, жилища, не оставляет в покое ни правого, ни виноватого, ни стариков, ни младенцев и пытается отнять у нас те дары милости Божией, которые составляют украшение, усладу, радость человеческой жизни. Дьявол, которого средневековые философы иногда называли «обезьяной Бога», то есть возгордившимся Божиим созданием, потерявшим свою исконную красоту и чистоту, пытается имитировать свойства Создателя, но всегда с худым намерением. Падший дух преимущественно ополчается сегодня против чистоты человеческого сердца, воюет против девства, против материнства и отцовства и так наседает на мозг современного потребителя, что тот готов сдать позиции, отступить с поля сражения без боя, и эти дивные дары Божией милости – девства, невинности, душевно-телесной чистоты, равно как семейные добродетели – благодать материнства и отцовства, променять на растление нравов, на полную развращенность, на извращение самой человеческой природы. И тяжело бывает смотреть на европейскую молодежь, которая по подсказке собственных воспитателей, едва ли не родителей, спешит как можно скорее сдернуть с себя природные покровы стыдливости, застенчивости, целомудрия и искалечить душу и тело грубыми плотскими блудными грехами, которые сегодня заквашивают собою жизнь общества, спешащего к собственной погибели.

Между тем нет созданий более прекрасных, нежели дети. Неиспорченный ребенок действительно своим лицом (ликом) напоминает ангела. Нерастленная человеческая природа, словно зеркало, способна отражать в себе совершенство Творца. Вот почему иногда устами младенцев глаголет истина. Вот почему неиспорченные души прозревают, видят нравственный смысл своей жизни в приближении к Творцу, в служении Ему, прославлении Его святого имени. Иные чистые создания, еще ничему не успев научиться, еще не прикоснувшись к философским сочинениям, находят в глубинах своей души ответ на вечный вопрос: «Для чего я живу? В чем смысл моей земной жизни?» Этот ответ подсказывается не оскверненной мрачными грубыми греховными падениями совестью: я живу для того, чтобы творить добро; я живу для того, чтобы видеть красоту этого мира и запечатлевать ее в творчестве; я живу для того, чтобы вокруг меня умножался Божественный свет правды, мира и любви.

Не менее удивительна добродетель материнства и отцовства. Если прекрасно ангельское состояние юного существа, то и родительское служение подчас раскрывает все сокрытые в нас таланты, подобно тому как лучи восходящего солнца побуждают бутон раскрыть свои нежные лепестки и перед радостным взором проходящего человека качается на своем тонком стебельке роза – царица всех цветов. Такова человеческая душа, которая раскрыла в себе богодарованную способность материнства, отцовства. А ведь это служение зачастую помогает молодым родителям избавиться от самомнения, себялюбия, эгоизма, ибо родить ребеночка и вскормить его, воспитать его требует затраты всех душевных и телесных сил. И родители, которые хотят передать своему дитяти эстафету любви, хотят, чтобы взошли в детской душе семена разумного, доброго и вечного; они, как две большие птицы, призваны неустанно кружиться над своим гнездом, все души прекрасные порывы, все попечения и заботы свои обращая на ребенка, чтобы он, прогретый до корней волос родительской любовью, сам воспламенился стремлением служить Богу, Отечеству, Церкви, каждому стоящему перед ним человеку, как Христос послужил и служит нам, со Креста простирая Свои объятия к страждущему человечеству.

Итак, сегодня мы с вами, дорогие друзья, размышляем о девстве и материнстве, которые всего полнее раскрылись, раскрылись непостижимо, необъяснимо в личности Пречистой Девы Марии, Невесты Неневестной, Нетленной Богородицы, сочетавшей в Себе парадоксально и девство, и рождество, породившей Искупителя мира Иисуса Христа. Вот почему в Акафисте Богородице, о котором мы не первый раз уже сегодня говорим, можно найти это загадочное обращение к Царице неба и земли: «Радуйся, девство и рождество сочетавшая». Конечно, это сочетание находится вне земных представлений внеземного порядка, ибо, как говорит апостол о женщинах вообще, «есть разница между девою и замужней». Но там, где хочет Бог, побеждаются естества уставы. Вы знаете, что Матери Божией соприсутствует удивительная, не выразимая обыкновенным человеческим языком тайна. Она, принесши Богу обет всегдашнего девства, никогда ему не изменила, а прекрасный Плод был зачат под Ее сердцем не в соответствии с обыкновением человеческим. Мужеская рука никогда не прикасалась Божией избранницы, но Она, согласившись послужить беспримерной тайне воплощения на земле Живого Бога, восприяла зиждительную благодать Господа Бога Духа Животворящего. И как этот дивный Плод зачался во чреве Девы без семени мужеского, без плотской похоти, без истления, так и родился Спаситель – чаяние всех народов, не повредив ключей девства, оставив непорочной Свою Матерь по человеческой природе.

Вот почему, подходя к иконе Пресвятой Богородицы, мы созерцаем в Ней все совершенства и все добродетели. Она есть роса целомудрия, Она есть цвет нетления, Она покровительница девствующим, Она проповедница чистоты, Она идет впереди всего монашеского сословия. Но Она и Матерь, Которая держит на Своих руках Божественного Сына, Которого Она питала собственным молоком, за Которым Она следовала, как за Учителем следует ученица, Которого Она собственными руками снимала со Креста после Его, Господа, искупительной и спасительной для людей смерти.

Вот почему Богородица Мария обымает Своей любовью все звания, состояния, сословия, все возрасты человеческие. Младенцы и отроки видят в Ней заботливую Родительницу и Матерь в Духе Святом. Сознательно посвятившие Себя Богу, отказавшиеся от брачной жизни получают молитвами Богородицы благодатную силу сохранять свое сердце в целомудрии. Семейные обретают в Ней покровительницу супружеских уз, помощницу, Которая принимает роды всякой благочестивой венчанной супруги, покровительствуя этим детям и укрепляя их в самостоятельной жизни. И мы сегодня, воздав честь Богородице, еще раз произнесем эти замечательные слова: «Радуйся, девство и рождество сочетавшая».

 

Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать