Духовные размышления. «Радуйся, противная в тожде собравшая...»

17 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Мы вновь сегодня вместе, дорогие друзья, чтобы поразмышлять о тайнах и земной жизни, и жизни духовной. Многие, оборачиваясь на прожитые годы, пожимают плечами и признаются, что жизнь остается для них загадкой. Каждый из нас из школьных учебников истории помнит изваяния египетских сфинксов (ну а кто плохо учился, может быть, раз или два побывал в северной столице, в Санкт-Петербурге, где набережные Невы украшены этими самыми сфинксами). Полузвери-полуптицы, они символизируют собою тайну жизни, разгадать которую невозможно без веры во Христа, Сына Божиего. Неслучайно русские писатели и поэты говорили: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» А тепло нам на свете не потому, что мы живем в Африке, в субтропическом климате, а потому что вера зрячая, горячая; вера, обращенная к Солнцу Правды и Любви Иисусу Христу, помогает нам разгадать тайну бытия, помогает нам найти свою золотую тропинку в лабиринте современной жизни. А сколько в этой жизни противоречий!

Современные люди, которые палец о палец подчас не готовы ударить, чтобы начать бороться со своими грехами, склонны к критическим суждениям; своим воспаленным умом и полуграмотной душой ищут везде противоречия, оправдывая свою духовную инертность тем, что, мол, в Евангелии находится немало неточностей и текстовых противоречий. А иногда бросают камень в наш огород – священнослужителей: мол, говорят красиво, а живут-то как? И одной гребенкой осуждают все наше сословие, пригвождая нас, батюшек, к позорному столбу. Есть и такие умники (в кавычках), которые находят противоречия между верой и знанием. Либеральная публика, которая заражена бациллой недовольства, сегодня изобрела, точнее, подняла на щит новую формулу: «В Бога я верю, а в Церковь – нет!» И так далее и тому подобное… Похоже, что люди сами себе воздвигают многочисленные апории, то есть недоумения, загадки, частокол, только для того чтобы не увидеть Христа Спасителя, Который со Креста простирает своим блудным сыновьям и дочерям объятия любви, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Почему мы сегодня говорим об этом противоречии – между испорченным умом и сердцем, как будто жаждущим веры, но не способным верить? Потому что помогает преодолеть все эти мнимые противоречия, возвращает цельность человеческой природе, дает подлинную гармонию между душой и телом, словом и делом, умом и сердцем, понимание временных целей и вечного назначения Пресвятая Богородица, Дева Мария, сочетавшая в Себе, кажется, несочетаемое! Ибо Она и чистейшая Дева, и подлинная Матерь, которая держала на руках Богомладенца и кормила его Своим молоком. В Ней, Царице Небесной, разрешение всех наших жизненных недоумений, потому что на Ее руках восседает Самосущный, истинно Бог во плоти, Камень краеугольный и драгоценный, веруя в Который никто из нас не постыдится. И Акафист Богородице, о котором мы каждый раз размышляем и слова которого становятся для нас предметом анализа, говорит об этом так: «Радуйся, противная в тожде собравшая…» Матерь Божия, разные полюса – север и юг, разные потенциалы – катод и анод, Ты приводишь к согласию, «противное в тожде собравшая», дарующая тождество там, где, на первый взгляд, полное различие. Не правда ли, вспоминаются здесь слова, знакомые многим старшеклассникам, о единстве противоположностей как одном из законов диалектики.

Но сегодня мы не будем говорить о формальной логике, не будем затрагивать высоких философских материй, а скажем только о том, что Богородица воистину примиряет, соединяет, сопрягает, сочленяет, приводит в единство то, что без Христа Искупителя давно бы распалось на составные части. А ведь и вправду, Христос есть Мир наш, говорит Священное Писание; Христос примиряет в Своей Церкви вчерашних иудеев и язычников. Христианская вера, вера в уникальность Голгофской Жертвы, вера в воскресение Спасителя, то есть победу над смертью, которую Он одержал, воскресив собственную плоть, есть воистину универсальная религия, в отличие от любой другой, которая, как правило, ограничивается той или иной этнической общностью людей. Отец Небесный послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы Тот, взойдя на Крест, всех привлек к Себе благодатью Святого Духа: римлян и греков, египтян и евреев, таджиков и узбеков, чечен и филиппинцев, жителей островов и материков, севера и юга, запада и востока – всё страждущее человечество, которое в своих противоречиях доходит до антагонизма, войн, взаимного истребления. Во Христе Искупителе, рожденном Богородицей, обретается чудное согласие, мир и единство, потому что Господь в каждом из созданных Им личностей восстанавливает – чрез нашу веру, крещение, покаяние и деятельное исполнение заповедей – Свой драгоценный и бессмертный Образ. Вот почему мы призываем Богородицу порадоваться за то, что противное , находящееся по разную сторону баррикад, соединяется в тождество во Христе Спасителе: и время и вечность, и начало и конец, и высота и глубина. Потому что Он Бог, создавший небо и землю; потому что вера в Него, Всемогущего, Всепремудрого и Вселюбящего Бога, есть вертикаль, ось, которая держит мир, которая является главной несущей конструкцией нашего бытия.

Но, возвращаясь с неба на землю, когда слышишь о том, что невестка враждует со свекровью, племянники обходят вниманием тетушку, муж с женою не находят согласия по самым смешным и глупым бытовым вопросам; учительница не справляется со школьным коллективом, повышает голос на детей, а те подтрунивают и издеваются над своей классной руководительницей; слыша о том, как люди, связанные узами родства, не могут поделить свое наследство; слыша об этих, противных для нашего разума и совести явлениях, всегда хорошо помолиться к Пресвятой Богородице, Матери согласия и мира, Той, Которая с неизреченной любовью взирает на нас, озлобленных, грешных, унылых, и всем хочет даровать это неоценимое благо: и общественный мир, и умение уступать друг другу. А главное, Ее молитвами и ходатайством чада Христовы обретают в сердце благодать Духа Святого, и тот, кто носит в себе частицу, искру Божественной благодати, научается искусству примирять враждующих, избегать распрей и разлада и находить общий язык и с правым, и с виноватым. И сам, стараясь хранить себя чистым от пороков и скверн, не гнушается никем, но старается быть проводником в светлый мир Божественной правды и любви.

Помогает нам в этом Богородица Мария. А мы помним, что Она детей ласкала и утешала; со сверстниками, равными Ей по возрасту лицами, была уступчива и исполнена любви; почитала стариков и священство; для каждого обретала слово, исполненное благодати и мира, распространяя вокруг Себя Христову любовь. Почему мы и обращаемся сегодня к Ней с таким необычным словом: «Радуйся, противная в тожде собравшая…»

И, завершая сегодняшнюю нашу беседу, может быть не вполне легкую для слышания, я хотел бы вспомнить слова преподобного Силуана Афонского, нашего соотечественника, который, стяжав любовь Христову, будучи почитателем Богородицы, со слезами признавался: «Если бы все народы стяжали Святого Духа, то на земле тотчас прекратились бы разногласия и войны и люди в единомыслии и мире воспевали бы Пресвятую Троицу, славя Пречистую Деву Марию, родившую Христа!» Ту, Которая «противная в тожде» собрала!

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать