Духовные размышления. «Богородице Дево, радуйся...»

19 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

В прошлый раз, дорогие друзья, мы беседовали с вами о том, как выйти к свету Божиему из мрачной страны неверия. А как вместо постоянного сомнения, сопряженного с унынием и мраком души, пробиться на светлый Божий луг богопознания, где всегда ясно светит неподвижное солнце любви, где сердце обретает духовную пищу в молитве благодарения, покаяния, когда мы, словно малые дети, льнем ко Спасителю нашему, всегда простирающему к нам Свои руки? Сегодня, продолжая наши размышления над словами Акафиста Богородице, вспомним иное обращение к Деве Марии: «Радуйся, честнаго таинства двери». Матерь Божия названа дверями, а двери, как известно, состоят из двух створок, одна или обе из которых отворяются пред входящим. И, наверное, каждому из нас когда-то приходилось сознаваться самому себе, или окружающим, или священнику: «Батюшка, я как будто бы бьюсь головою о глухую стену. Молюсь, а у меня такое ощущение, что меня не слышат. Воз и ныне там. Я устала бороться с этой жизнью, которая бьет меня острыми углами». И прочие признания часто мы делаем, оплакивая собственную немощь и косность. И вместе с тем признаемся, что нам недостает этой живой и горячей веры, которая, по определению апостола Павла, являет невидимое, предвкушает то, что нам уготовано, делает человека зрячим существом, который уже идет не крадучись, не ощупывая предметы, вырастающие на пути, но как будто видит далекий горизонт.

«Радуйся, честнаго таинства двери». Мне кажется, что вера, потребность в которой носит каждый из нас в своем сердце, есть поистине честное таинство, то есть вещь очень высокой пробы, некая драгоценность, то, что не валяется у нас под ногами. А Матерь Божия есть дверь к разумению таинств. Матерь Божия помогает каждому из нас как младенцу, постоянно спотыкающемуся и падающему на дороге веры, обрести равновесие, твердую поступь. Более того, Она как детоводительница, берет доверившуюся Ей душу за руку и ведет ее узкими путями ко спасению, открывает пред душой невидимый мир, вводит нас в страну богопознания и богообщения.

Действительно, следует пожалеть тех людей, которые равнодушно проходят мимо образа иконы Богородицы. Воспринимают его только как произведение искусства, иногда поражаются сочетанию цвета или красоте линий. Но сердце молчит и не обращается к Царице Небесной с детской мольбой, просьбой: «О, Владычице Богородица, умножь во мне веру. Матерь Божия, научи меня угождать Сыну Твоему и Богу. Царица Небесная, даруй мне познать самого себя, помоги мне очиститься от грехов юности, избави меня от темного царства страстей, которые как темное облако окружают меня и не дают увидеть очами веры Господа Иисуса Христа».

Матерь Божия есть подлинный ориентир, маяк, та звезда, которая в полуночи нашего земного бытия светит и озаряет нам узкую лунную дорожку, ведущую ко спасению. Вот почему так важно не ограничиться лишь пониманием, знанием о том, что у Спасителя есть Его земная Пренепорочная Матерь. Но важно, пользуясь накопленными и хранимыми Церковью знаниями, ведать, что Пречистая Дева была и остается самым чистым, самым прекрасным, самым разумным, самым духовно высоконастроенным существом – конечно, после Христа Спасителя, Который уже не просто Человек, а Бог и Человек в едином Своем Божественном Лице.

В детские и отроческие годы Богородицы, протекавшие сначала дома, потом при храме, никто никогда не видел Марию гневающейся, раздражающейся. В ней не наблюдалось и тени капризов, неудовольствия, столь распространенных в современных семьях, когда ребенок становится чуть ли не деспотом и родители уже не знают, чем его ублажить, чтобы успокоить разыгравшееся не на шутку дитя. Богородица действительно являла совершенное послушание старшим, и поэтому всегда была ровной, мирной, благожелательной. Войдя в отроческий и девичий возраст, она отличалась замечательной степенью внимания к собеседникам, воздавала старшим подобающую им честь. С равными себе по возрасту была услужлива и предупредительна, всегда улыбалась, видя детей, и согревала их материнской лаской. Как свидетельствует святой Амвросий Медиоланский, обобщивший церковные предания о ней, уста ее никогда не произнесли не только осудительного, но даже праздного слова. Во всех ее движениях, в самой ее одежде сквозила печать чистоты, девства, красоте которого удивлялись не только люди, но и ангелы. И вместе с тем, служа людям, Матерь Божия никогда не расставалась с тайной молитвой, обращенной к Отцу Небесному. Все ее мысли, чувства, желания были устремлены к горе, к Богу. И никакие обстоятельства земной жизни: ни служение в храме, ни рукоделие, ни общение со сверстницами – не могли отвлечь от главного. В глубинах ее души сияло имя Господне. Она всегда полагала к стопам Небесного Бога все свои помышления, все движения своего сердца. Ее душа напоминает цветок, лепестки которого раскрыты пред лучами восходящего солнца.

Размышляя об этом, мы начинаем понимать, почему жизнь Богородицы, Ее участие в нашей судьбе можно уподобить двум раскрытым створкам дверей. Потому что если ходить мысленно пред Богом и всегда помнить, что Матерь Божия наблюдает за нами, видит нас, как родительница видит малых детей, заботится о нас и печется Своей неусыпной молитвой пред Престолом Божиим, вознося ее за каждую грешную душу, тогда, поверьте, в нашей жизни будут иметь место благие изменения. Потому что если нам будет недоставать такой детской веры в то, что Господь Бог и Его Пречистая Матерь невидимо соприсутствуют нам, мы тотчас станем меняться от лучшего к худшему. Так и дети, вырастая, совершенно забывают о безоблачном, радостном состоянии души. У них появляется какой-то налет печали и тоски. Общаясь с людьми, мы уже часто допускаем небрежность, недоброжелательность, иногда откровенную грубость. В наших устах так много иронии, осуждения, язвительности, умолчу о сквернословии, которое совершенно отдаляет человека, выводит его из-под покрова Пресвятой Богородицы. А царство нечистых образов и помышлений, которое уподобляет человека ходячему бесу, – это «чем дальше в лес, тем больше дров». И напротив, если мы с утра пораньше, восстав с постели, устремим свой взор на икону Царицы Небесной, с которой Она так внимательно Своим материнским взором смотрит на нас, если вспомянем архангельское приветствие и вложим его в свои уста: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою…», если будем идти по жизни, проживая утро, полдень, вечер с внутренним обращением: «Пресвятая Богородице, не остави, помоги, настави, укрепи», то Царица Небесная, принимая незримое, но столь осязательное участие в нашей внутренней жизни, научит нас со свойственной Ей кротостью, смирением и премудростью начаткам жизни во Христе. Так что, быть может, не в состоянии получить добрый совет от пастыря, который находится или далеко, или вечно занят другими душеспасительными делами, мы будем как малые дети, которые научаются благодатью Святого Духа в различении добра и зла, в следовании Господу и исполнении Его велений.

Двери научения раскрываются перед всеми, кто почитает Богородицу. И Ее наставничество просто и ясно как день: никого не осуди, береги сердце от стрел лукавого, храни душу в чистоте, никогда не раздражайся, но старайся с теплом и любовью относиться к людям, не теряй надежды на Промысл Господень, ибо Бог, любя нас, дарит нам все необходимое и достаточное для спасения. Люби Божий храм и старайся как можно чаще, очищая совесть, приступать к Святым Животворящим Таинам, вкушать Тело и Кровь Господни, которые дарованы Сыну Божию Царицей Небесной. Так пребывая в ясности ума, в мире и любви, мы будем всегда чувствовать попечение о нас Той, Которая именуется дверями честнаго таинства, иметь сердечную веру в Искупителя и благоговение пред Его Матерью.

 

Расшифровка: Людмила Моисеева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать