Духовные размышления. «Иисусе, свете, превышший всех светлостей…»

18 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Вновь раскроем с вами, дорогие друзья, любимый нами Акафист Иисусу Сладчайшему. Сколько в этом священном тексте рассыпано замечательных молитв, как будто драгоценных камней или золотых слитков! Или сравним изречения Акафиста с живыми полевыми цветами – когда выйдешь на Божий луг, и глаза разбегаются: лиловые колокольчики, белоснежные ромашки, алые гвоздики, голубые незабудки. И поэтому мы никогда не утомляемся с вами размышлять о молитвенных призываниях Господа Иисуса Христа, из которых и состоит этот удивительный и один из самых древних акафистов, употребляемых в Церкви.

Акафист Иисусу Сладчайшему, как и Акафист Богородице, о котором мы ранее с вами говорили, послужил образцом для всех позднейших произведений этого литургического жанра. И сегодня мы будем размышлять с вами над следующим изречением – молитвенным воззванием: «Иисусе, свете (свет), превышший всех светлостей». Что это за такие светлости? Что имеет в виду автор Акафиста?

И небесных ангелов бесплотных, которые так и называются в святоотеческих творениях – вторыми светами. Если Сам Бог есть Свет: «Аз есмь Свет!» – свидетельствует о Себе Христос, Свет, в котором нет никакой тьмы, если Господь Иисус Христос есть наше Солнышко – ласковое, теплое, и нет в Нем ни единого пятнышка, то бесплотные духи – серафимы и херувимы, архангелы и ангелы – именуются вторыми светами. Бог сотворил их чистыми и непорочными. Кстати, к ним – ангелам, принадлежал некогда и херувим Денница, сын зари, по собственному произволению уклонившийся в гордостное мышление и именно поэтому превратившийся в супротивника – сатану, диавола, клеветника. Он стал исчадием тьмы, потеряв ту светлость, которую изначала даровал и которой украсил его Господь.

Есть и третьи светы. Это святые Божии угодники – древние пустынники, апостолы, мученики, пролившие кровь Христа ради, преподобные отцы, подвизавшиеся в посте и молитве, святые цари и князья (есть и такой чин), блаженные Христа ради юродивые – Ксения Петербургская, Василий Московский. Эти третьи светы, как и вторые светы, ангелы, светлы не собственной светлостью, но светлы Божественным светом, источником которого является Бог, Живущий во Свете Неприступном.

Есть и земной свет – солнышко, которое восходит и заходит; луна, отражающая в ночные часы солнечный свет и льющая на печальные поляны этот серебристый прекрасный свет. Есть и электрическое освещение – вот батюшка для того, чтобы беседовать с вами об умных вещах, всегда стоит в этом свете софитов и ламп, которые прямо ему слепят глаза. Ну, такова природа телевещания, таковы законы жанра.

Есть и еще свет, о котором упоминают писатели-философы, – это свет нашего интеллекта, наших ментальных, мыслительных способностей, нашего «рацио». По сравнению, скажем, со страстями, которые также действуют в человеке (в этом – гнев, в этом – гордость, в третьем – похоть), мысль человека, мысль созидательная, мысль правильная, правая, умозаключение – это есть некий интеллектуальный свет, который даже измеряется в определенных, информационных единицах – лептонах.

Кстати, фотоны! Вы знаете о том, что ученые до сих пор не разобрались в природе земного солнечного света? Я вот из учебника физики помню, что есть теория корпускулярная – вот эти частицы, фотоны, летят от багряного светила, а есть волновая теория света. Меня волнует – какая же из них двух истинная? Но сейчас у нас речь не об этом.

Мы обращаемся к Спасителю и говорим: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей». Действительно, Бог – источник света несотворенного. Современные люди, особенно получившие техническое образование, очень часто говорят о нравственных вещах, используя термины из учебника физики – говорят об энергиях, энергетике: «Вы знаете, пообщаешься с Вами – как будто у Вас какой-то трансформатор работает, какой-то электрический движок!» И часто, знакомясь с миром духовных понятий, судорожно вспоминают из учебника физики все упомянутые и другие термины и поэтому стараются на птичьем подобном языке выразить свои ощущения.

А сколько людей, сбитых с толку сегодня, которые, скажем, входя «первый раз в первый класс» – в Божий храм и чувствуя, что из сердца уходит тревога, печаль – «и верится, и плачется, и так легко, легко», затем рассказывают: «Да, здесь какая-то особая магнитная резонансная атмосфера! Здесь какие-то источники биологической энергии, мне незнакомые!» – и путают кардинально несхожие друг с другом вещи.

Потому что одно дело земные сотворенные стихии, энергии – радиация, биологическое излучение, которое исходит от живой материи, от наших внутренних органов, и совсем другое – Божественная благодать. Она не сводима ни к психической энергии, ни к какой иной животной энергии – она не имеет ничего общего с экстрасенсорикой. Об этом на ночь глядя я вообще говорить не буду – о всяких бабаёжках-осьминожках.

Но мы говорим сегодня о свете несотворенном, свете воистину Божественном, который именуется благодатью Господнею. И источник этого света – Господь Иисус Христос, некогда преобразившийся на горе Фавор, то есть даровавший Своим ученикам, апостолам, увидеть Себя – Господа, таким, каким Он был, есть и будет всегда – светящимся лучами Божественной благодати, пронизывающим всю Вселенную, мир видимый и невидимый.

Вот к этому-то источнику света нам и подобает стремиться, как живые цветы тянутся своими лепестками к свету солнечному. Мы, христиане, в силу таинства Крещения можем быть названы «светлячками» – «светоносцами», потому что в таинстве Крещения по нашей вере в Господа Иисуса Христа, воплотившегося, распятого на Кресте и воскресшего, Божественная благодать осенила каждого из нас. И эта искра ярко-ярко стала мерцать и светить там, где у нас прячется совесть, наш бессмертный дух, наш дар словесности, – там, где мы мыслим, чувствуем, рассуждаем, а главное, ищем Создателя, устремляемся к Нему всеми фибрами нашей души.

«Иисусе, свете, превышший всех светлостей». Мы выяснили, что Христос является источником Божественного света. Чем больше ты раскрыл себя для Господа и чем в большей степени ты воспринял Христа в свое сердце через таинство Покаяния, через причащение Святых Христовых Таин, через исполнение заповедей человеколюбия и милосердия, тем светлее ты будешь. И то, что я ничего не придумываю и не фантазирую, подтверждается Святым Евангелием.

О чем там говорит Христос? «Да просветится свет ваш пред людьми, – обращается Спаситель к Своим ученикам, – дабы, видя добрые дела ваши, прославили люди, не ведающие Бога, Отца вашего Небесного. Да просветится свет ваш пред людьми!» У нас своего света никакого нет! Даже знания, мудрость, накопленные за жизнь, являются даром Божиим. Но в этих словах Христос говорит о Божией благодати, причастниками которой все мы являемся в таинстве Крещения.

Если мы христиане не по имени только, но по жизни – каемся, молимся, служим Богу, служим Отечеству, то этот свет, прежде не зримый ни нами, ни окружающими людьми, начинает все явственнее являться пусть не нашим глазам, но тем, кто общается с нами. И добрые дела наши, о которых говорит Господь, – это Он Сам, таинственно нам соприсутствующий, таинственно почивающий в наших сердцах.

Что такое «добрые дела»? Это не внешняя лишь благотворительность – филантропия и какие-то милостыни и пожертвования, но доброе дело в нас – это безгневие, опытная кротость, умение властвовать собою, не раздражаться, когда раздражаются другие. Доброе дело в нас – это целомудрие, то есть неприятие, отвращение от всего пошлого, низкого, гадкого, что сегодня льется на человека, простите, с каналов государственного телевидения, прихватизированного на восемьдесят пять процентов миллионерами. Это смирение, как умение увидеть свое место, не осудить человека, отличающегося от нас в выгодную сторону, признание того, что не мы сами, но Бог даровал нам все доброе, что мы имеем.

Итак, дорогие друзья, осознавая, что много еще в нас черных и серых пятен, еще не высветлена наша душа в полной мере покаянием, еще не обрели мы непрестанную молитву к Небесному Отцу, будем чаще, раскрывая Акафист Иисусу Сладчайшему, говорить: «Иисусе, свете, превышший всех светлостей, просвети темную душу мою, даруй мне ясный ум и мирное сердце!» Как некогда написал в своем стихотворном ответе Александру Сергеевичу Пушкину митрополит Филарет Московский – написал молитву:

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать