Духовные размышления. «Радуйся, сокровище живота неистощимое…»

30 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Мне кажется, что с большинством из мысленных участников наших бесед я уже сблизился духовно, так что в любой день и час мог бы попроситься к вам на чашку чаю. И действительно, по благословению Святейшего Патриарха, как священник и педагог, путешествуя по городам России, я очень часто встречаю тех, кто смотрит «Духовные размышления», и получаю большое ободрение и даже вдохновение через ваши благие отзывы о стиле и жанре наших передач. Это отрадно, потому что общение есть некая роскошь, и на поверку совсем непросто бывает обрести и натянуть эти тонкие фибры, тонкие ниточки человеческих душ и сердец так, чтобы говорить, общаться вдоволь от уст к устам, от сердца к сердцу.

Сегодня мы продолжаем наши беседы, основой которых служат размышления над тем или иным приветствием, обращением к Богородице, взятым из Акафиста Царице Небесной. И сегодня главным предметом нашей речи будет такое приветствие: «Радуйся, сокровище живота неистощимое…» «Радуйся, сокровище, неоскудевающая Жизнь» – так по-русски мы переведем это церковнославянское приветствие. Вот над этим и подумаем с вами.

«Сокровище неистощимое…» Какие странные и удивительные слова, не правда ли? Ведь мы привыкли, что все хорошее когда-то кончается. Быстро, словно стрела оперенная, вылетевшая в пространство, сорвавшаяся с туго натянутой тетивы, проходит молодость. Где она? Оборачиваешься, смотришь – след ее простыл, «не жалею, не зову, не плачу», все прошло, «как с белых яблонь дым». Вслед за этим оскудевает золотой запас здоровья, которого мы чем больше друг другу желаем, тем менее оно бывает послушным, ибо уже когда пройдена половина жизни, об утраченном здоровье приходится вспоминать со своеобразным ностальгическим чувством. Конечно, его можно и должно поддерживать, тем не менее не зря говорят: если вы, когда вам уже далеко за семьдесят, проснулись и у вас ничего не болит, то это означает одно из двух: либо вы еще не проснулись, либо вы уже умерли.

Итак, все хорошее проходит. Часто и богатство, которое фонтанирует под руками у баловней фортуны, вдруг сменяется на бедность и наступают скудные, черные деньки, а иной от роскоши вовсе остается один в портках на мартовском снегу. К сожалению, не всегда удается сохранить любовь и дружбу, как-то уходит из-под пальцев золотой песок психологической совместимости, и иногда то, что еще вчера было простым, становится сложным, уходит взаимное доверие, начинаются сплошные попреки, ревность и недовольство. Все течет, все изменяется, и иногда эти изменения не носят мажорного, радостного характера, а иным внушают даже пессимистическую философию. Кому именно? Немцу Артуру Шопенгауэру, доктрину которого усвоил наш Лев Николаевич Толстой, яснополянский граф. Посмотрите только на его изображение: глубоко посаженные глаза, какой-то совсем не веселый, не легкий, не радостный взор. Уж сравнить с отцом Иоанном Кронштадтским просто невозможно. Весь углублен в себя и думает свою печальную думу.

Итак, если в отношении земных благ справедливо наше наблюдение, что все кончается, то в отношении благ духовных, живота вечного, жизни во Христе, благодати Святого Духа все обстоит – счастлив поделиться с вами этим открытием – ровным образом наоборот. «Радуйся!» – обращаемся мы к Богородице и затем именуем Ее сокровищем Жизни неистощимым. Сами понимаете, здесь «Жизнь» мысленно пишется с большой буквы. Аз есмь Путь, Истина и Живот (Жизнь) – эти слова Господь относит к Самому Себе. Действительно, Бог есть полнота, все Собою наполняющая. Бог есть Дух всепроникающий, и поэтому никогда маленький росточек, маленькое прозябение, которое именуется человеком, не насытится общением с Господом, точнее – не пресытится Им, но всегда будет возрастать в жажде богопознания и богообщения.

И Царица Небесная подарила нам этот подарок, явив миру неистощимое сокровище, которое в Господе нашем Иисусе Христе. А значит, если мы действительно находимся в единении, родстве с воскресшим Богочеловеком, если Он таинственно почивает в нас, а мы в Нем, то как цыпленок в яйце со всех сторон окружен защищающей его скорлупой, так и человеческая личность, огражденная Духом в лоне Матери-Церкви, вся в Боге. При этом Бог Живой, Он нас видит, и слышит, и любит, и мы, Его создания, в Нем не исчезаем, не растворяемся, но лицом к лицу взираем на нашего Творца, Искупителя и Судию. Если таков уж наш Господь чудесный, Всеблагой, Вечный и Всесвятой, то не тем ли паче Его дары, которыми Он, Небесный Отец, щедро делится с каждым Своим искренним последователем, со Своим истинным учеником, то есть таким человеком, который, имея правый образ мыслей, правый образ жизни, свидетельствует об искренности убеждений покаянием, молитвой и любовью?

Дары Божьи всегда осеняют христианина и никогда ему не прискучивают, вот почему мы с таким вдохновением обращаемся к Царице Небесной, говоря: «Радуйся, неистощимое сокровище Жизни…», ибо Царица Небесная первая является сокровищницей смирения, кротости, небесной чистоты, подлинной любви, живой и зрячей веры, нескончаемой радости. Она – палата премудрости и рассудительности, с Ней и через Нее терпение и мужество, благость и воздержание и все мыслимые и немыслимые дары Божественной благодати. Вот почему христианин, хотя бы малой толикой приобщившийся, причастившийся святыни, не может быть (и я это утверждаю) занудным, скучным человеком, формалистом, педантом, фарисеем-начетчиком, лицемером, который одно пишет, а два хранит в уме, не может быть излишне мелочным, но ощущает, что в сердце его расцвели какие-то удивительные райские цветы, хотя бы на дворе стояла стужа или лил проливной дождь.

Если мы приобщились хотя бы в начальной степени подлинному Христову смирению, то есть сознаем себя малыми и немощными, но при этом всецело уповаем на Бога Всемогущего и Всесвятого, если умеем в неприятных обстоятельствах укорить себя, а не валить с больной головы на здоровую, если стараемся адекватно оценивать свои действия и всегда наблюдаем собственное несовершенство, недостаточность, восполняя их искренней молитвой: «Господи, помоги, Господи, усоверши, Господи, благослови каждое дело рук моих, каждое затеваемое мною предприятие», то эта капелька смирения, пролившаяся в наше сердце, будет доставлять нам пользу, хотя бы мы и сознавали себя (и по справедливости являемся) самолюбцами, гордецами, тронутыми тщеславием людьми. Тем не менее в сердце кающемся эта толика смирения начинает благоухать миром, спокойствием, убежденностью, что никто и ничто не сможет выбить нас из седла веры и верности Богу, потому что смиренным Господь Бог умножает Свою благодать.

То же можно сказать и о радости, источник которой чистая, примиренная с Богом через таинство Покаяния совесть. Если стараться не уклоняться в худую сторону, не дозволять нашему свободному произволению делать ложный выбор, но всегда в той же молитве черпать у Господа крепость и силу и поступать по совести, прислушиваться к тому, что она нам внушает, в нас открывается чудный источник радостного, бодрого, жизнеутверждающего состояния духа, и этими маленькими свойствами и качествами очень важно делиться с окружающими, потому что по закону сообщающихся сосудов и они будут воспринимать свободно и легко то настроение и устроение души, которым вы дышите.

«Радуйся, сокровище живота неистощимое…» Будемте прибегать, как малые дети держат подол матери, к Царице Небесной, и Она мало-помалу выправит нашу душу, поможет нам раскрыть крылья так, чтобы мы с вами действительно благоухали ароматом Христова Воскресения.

 

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать