Духовные размышления. «Иисусе пресильный, прародителей избавление…»

27 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

«Иисусе пресильный, прародителей избавление» – такими словами, взятыми из Акафиста Иисусу Сладчайшему, мы, дорогие друзья, обращаемся сегодня ко Господу, Который вкладывает в нас и веру, и любовь, и стремление обращаться к Нему в молитве и прославлять Его словом, а прежде – благими делами.

«Иисусе пресильный…» Да, действительно, так утешительно знать и верить, что наш Господь Иисус Христос есть Пантократор – Вседержитель. Он манием Своей десницы воззвал этот мир к бытию. Он, Всемогущий Господь Бог, сотворив мир, ввел в него, как в цветущий сад, человека – наших прародителей Адама и Еву. И сегодня, когда мы хотя бы на малое время обретаем возможность посмотреть на мир нерукотворной природы, когда в вечернее, ночное время, поднимая голову где-нибудь в русской Тавриде, видим на мягком черном бархате россыпи изумрудов и бриллиантов, созвездия Кассиопеи, Лебедя, Большой и Малой Медведицы, Млечный путь, который таинственно серебрится над нами, как не вспомнить слова из псалмов Давидовых: «Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земле». Действительно, ум человеческий теряется, когда начинает помышлять о неисчислимых звездных мирах и галактиках, и мы ощущаем себя какими-то букашками, познание которых столь ограничено, а между тем у Господа весь мир, Им сотворенный, лежит как на ладони. Он воистину Бог Крепкий, Живой и Всемогущий.

А посмотрите на цепи гор, возвышенностей, горные кряжи, горные вершины, которые спят во тьме ночной! Ничто так не восторгает человеческого духа как созерцание этих кручей, облеченных в вечные девственные снега. И подлинно эти вершины, славящие Господа в своей ослепительной красоте, напоминают нам о том, как немощен и слаб человек. Заберешься (если кому не страшно) на высоту двух-трех тысяч метров – и уже трудно дышать, а там еще остальные четыре или пять тысяч метров. Без особого снаряжения и подготовки даже думать страшно, чтобы покорять эти шеститысячники, семитысячники Килиманджаро, Эльбрус и Джомолунгму. А Господь, создавший горы, дает нам понять, что Он велик и славен и несть ограничения Его Божественной силы, которая мало того, что сотворила мир, но еще и все содержит в порядке, все сочленяя, сопрягая между собою. Дав миру поступательное движение, Бог ведет его к благим, Ему ведомым целям.

Многие из вас, наверное, этим летом побывали на море: Черном, если не Средиземном. И опять-таки, как некогда Александр Сергеевич Пушкин в памятном ему Гурзуфе на прибрежной скале обращался тогда к пучине со словами: «Прощай, свободная стихия!», и мы с вами можем безотрывно (недаром выставка художника Айвазовского сейчас по посещаемости уже много превысила экспозицию картин Валентина Серова) взирая на эту гладь, меняющуюся утром, днем и вечером, из молочно-белой превращающуюся в розовую, затем изумрудную, синюю, фиолетовую, черную, постигать, как безбрежна власть изрядно Художника– Бога. И повторяем уже осмысленно и умом и сердцем слова Акафиста: «Радуйся, Иисусе пресильный, прародителей избавление».

Конечно, если так велик и могуч наш Творец, создавший этот мир для блага человека, то еще в большей степени Его сила явилась в воскресении, в восставлении Его собственной плоти из мертвых, когда, по слову пророков, три дня спустя после искупительной смерти Он, Господь, явился живым Своим ученикам. Победа Христа Спасителя над смертью – этой страшной царицей, которой, кажется, никто из живых существ не может ни противоречить, ни противостать, более чем какое бы то ни было иное чудо Божие убеждает нас в том, что Иисус Христос из Назарета – не пророк, не прекрасный человек, учитель тех, кто слушал Его, но Истинный Бог во плоти, Которому все возможно. Он, Господь, и избавил наших прародителей от трех врагов, пленивших, кажется, Адама и Еву, а значит и все от них произошедшее человечество, на веки вечные.

Вы помните слова святого Иоанна Богослова, который говорит о том, что Христос пришел, явился в этом мире, чтобы разрушить дела дьявола. Змий, человекоубийца, дьявол все время, что прошло от согрешения Адама до явления в мир Искупителя, собирал свой страшный урожай, пленял человеческие бессмертные души, едва лишь только они исходили из тел. Два исключения мы знаем: пророк Илия и седьмой от Адама Енох. Но им еще надлежит вкусить смерть в последние дни бытия человечества на Земле. А так все: и грешники, и праведники, и великие ветхозаветные святые по кончине убеждались в том, что небо закрыто перед ними, и они сходили, сетуя, во ад.

Христос Спаситель, одержавший над дьяволом славную победу на Голгофе посреди Земли, тотчас, как свидетельствуют нам святые отцы, снисходит Своей светоносной, облеченной в Божество душой, в самые мрачные глубины ада, где попирает власть сатаны и, исполняя эти подземелья светом нестерпимого для злой силы Божества, простирает руки к томившимся в шеоле Адаму и Еве. Приглядитесь, посмотрите на канонический образ иконы «Воскресения Христова»: вы увидите, как Адам и Ева, словно малые дети, взирают снизу вверх на Господа, Который, стоя на Кресте, снисходит в это мрачное царство преисподней. И Спаситель, Второй Адам, опускает Свою милующую десницу для того, чтобы вызволить оттуда праотцев и вывести их, равно и всех, кто чаял Искупителя, начиная от детей Адамовых до Иоанна Крестителя, в Царство Божественного света и любви.

Вот почему мы с вами в Акафисте и поем: «Радуйся, Иисусе Всесильный, прародителей избавление». Господь низложил державу дьявола, одновременно поправ и грех, и смерть – двух других немилостивых владык, которые, пленив человечество, никогда бы не расстались со своей жертвой, если бы не всемогущество и благость Божии, соединенные вместе в подвиге Христа Спасителя. Действительно, дьяволом вошла в мир смерть, а оружием, острием смерти был грех, некогда умертвивший душу Адама, потерявшего Божественную благодать.

Для того-то Христос и стал Человеком, чтобы, заняв наше место и искупив нас, грешных, Своею Кровью, вдохнуть в нас «инъекцию» вечной жизни, Божественный эликсир благодати Святого Духа, что и свершается в таинстве Крещения. И мы с вами, возрожденные этим неистленным семенем слова Божьего, носим в душе драгоценный залог благодати Духа Святого, ощущаем эту внутреннюю силу, которая помогает нам бороться с грехом, побеждать его, пусть с переменным успехом, пусть по немощи и согрешая; но, покаянием восстанавливая боголюбезный строй мыслей и чувств, мы вновь становимся в ряды ополченцев против греха, в стан христиан и идем вперед узкой тропой евангельского самоотвержения, желая стяжать душу живую.

И действительно, когда грех перестает обладать нами, когда мы усилием воли, а главное – молитвою о даровании нам помощи Божией сопротивляемся страстям гордости, похоти и гнева и всем их порождениям, тогда жизнь вечная дает себя ощутить в нашем сердце: ум светлеет, душа становится мирной, мы как будто чувствуем второе дыхание, посредством молитвы восстанавливая живой союз с нашим Искупителем.

Поэтому, раскрывая книгу Акафиста, дорогие друзья, всегда будем помнить, что наш Господь есть Бог Крепкий и Живой, Всеправедный, Всеблагой и Всесильный. Он не даст нас в обиду, говоря: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». Поэтому и будемте со вниманием и любовью обращаться к Нему со словами: «Радуйся, Иисусе Всесильный, прародителей избавление».

 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать