Духовные размышления. «Иисусе, милость неизреченная…»

26 марта 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

– Вы помните, друзья, свидетельства священной истории Ветхого Завета, когда Аврааму, патриарху Древнего Израиля, отцу всех народов, уверовавших в Иисуса Христа, были открыты страшные Божьи суды, касающиеся плачевной участи пяти городов: Содома, Гоморры и еще трех, находящихся неподалеку. Эти города были обречены на гибель, на уничтожение по причине крайней развращенности тамошних жителей, которые, живя среди роскошной растительности, видя вокруг себя изобилие плодов природы, нажив большие богатства, вместо того чтобы возблагодарить Господа Бога и исполнять Его веления, до крайности развратились. «Ходя за иной плотью», как говорит апостол, злоупотребили даром супружеской любви так, что мужчины творили постыдное с мужчинами, а женщины с женщинами, что сегодня именуется ЛГБТ-сообществом. Если бы эти товарищи, которые нам совсем не товарищи, внимательно читали Библию, они бы узнали, какую участь готовят себе все извращенцы.

И Авраам содрогнулся и ужаснулся, когда ангел Божий открыл ему, что через несколько часов Содом и Гоморра исчезнут с лица земли вместе со всеми их обитателями, пустившимися в неистовый разврат. Вот тогда-то патриарх Авраам, человек непорочной, святой жизни, молил Господа Бога пощадить эти города: «Господи, а если в них найдется пятьдесят праведников, помилуешь ли остальных жителей?» «Помилую», – отвечал ему Господь, беседовавший с патриархом через ангела. «А если будет сорок жителей праведных? Прости меня, Господи, что я, будучи грешным, прахом и пеплом, вопрошаю Тебя о судах Твоих. Помилуешь ли?» – «Помилую». – «А если тридцать? Помилуй тогда и ради тридцати… А если двадцать?» – «И ради двадцати...» – «А если десять?» – «И ради десяти...» И отошел ангел от патриарха Авраама, засвидетельствовав праотцу еврейского народа, что Бог бесконечно милосерден. Человеколюбие Его неизреченно, ибо, по слову царя Соломона, Бог жалеет все, что Он создал. И Ему несвойственно губить праведных вместе с нечестивыми.

Бог, как говорил древний ветхозаветный пророк, помышляет о том, чтобы не отвергнуть и отверженного, истощает, тратит все средства Своей Божественной премудрости и силы, чтобы спасти каждого из нас. А ведь это самое и явлено нам в пришествии в мир Сына Божьего, Который, облекшись в нашу человеческую природу, не упустил ни большого, ни малого, но научил всех нас, как жить сообразно с Его, Господа Бога, вечным нравственным законом, даровав нам и соответствующие силы, которые мы черпаем в таинствах Апостольской Церкви, через крещение входя в это здание как живые камни, становясь членами Тела Христова, клеточками Его Богочеловеческого организма.

Итак, «Бог милостив и многомилостив», воспевает царь Давид в своих божественных гимнах. Вот почему и мы, раскрыв акафист, находим в нем такое замечательное обращение к Спасителю: «Иисусе, милость неизреченная...» По человеческому мышлению, каждый из нас, умножив то первое грехопадение Адама, вследствие которого все мы рождаемся на земле уже нуждаясь в Искупителе, разбирая нашу собственную жизнь, и поступки, и слова, и мысли, и чувства, и начинания после принятого нами таинства Крещения, в глубинах своей совести обретает ответ на вопрошение: кто я и что я пред лицом Божиим, пред величеством Его славы, пред Его святыней и непорочностью?

И действительно, этот нелицемерный и неподкупный судья, наша совесть, свидетельствует нам, что мы грешны, мы во грехах как в шелках, достойны суда и осуждения по нашему преступному легкомыслию, по несерьезности в отношении к заповедям Божиим и сто, и тысячу раз преступаем тот нравственный закон, который Адам преступил лишь единожды и всю жизнь слезно каялся в своем преступлении, так что в конце своего земного жития был наречен другом Божьим.

В отличие от Адама мы ежедневно, пользуясь дарами Божьего долготерпения, не становимся мягче, добрее, но почему-то очень строго, зачастую без всякой милости судим о людях, осуждая их по своим собственным страстям и порокам, и становимся, кажется, вовсе недостойными спасения. Тем  не менее Божественная благость, как свидетельствует нам акафист, воистину неизреченна. Спаситель не отвращается от нас даже тогда, когда мы отвращаемся от Него. Он прогневляется не столько множественностью наших грехопадений, сколько нежеланием встать, выйти из этого болота нераскаянности и беспечности, однако ждет и первый, и третий, и шестой, и девятый час, готовый принять исповедь кающегося грешника даже на его смертном одре, в минуту последнего вздоха. И это «Господи, прости» зачастую перевешивает всю жизнь, растраченную попусту вдали от источников живой воды – таинств Матери Церкви.

Вот почему необходимо глубоко вдуматься в это обращение: «Иисусе, милость неизреченная». Для того, чтобы хотя бы не злоупотреблять этой милостью, потому что Бог знает пути человека, обмануть Создателя невозможно. И находятся такие умники с сожженной совестью, которые, прекрасно отличая сено от соломы, пшеницу от плевел, добро от зла, говорят с незавидным бесстрашием: «Ну, состарюсь, когда седина украсит мои виски, вот тогда я, быть может, и покаюсь и буду вести благочестивый образ жизни, а пока молодость берет свое. Я должен взять от жизни то, что можно и нельзя, и нет человека, который убедил бы меня в моей неправоте». Бог поругаем не бывает, милость Господня неизреченна, но справедливой оказывается и русская пословица: «Бог долго терпит, да больно бьет». Иной человек, который в своем цинизме, в своей развращенности, в желании соблазнять и прельщать достиг уже необратимости состояния, познает в час, в который не ждет, карающую Божью десницу.

И действительно, Господь Бог может без всякого предупреждения исхитить душу из тела, незрелый колос подсечь серпом внезапной кончины, и это есть действие милости Творца, потому что человек нераскаянный, в конец ожесточенный умножил бы свои грехи до бесконечности, не положи Господь премудро предел его нечестивой и дурно пахнущей жизни. Вот почему во всех судах Своих Господь праведен, милостив и многомилостив. Вот почему мы никогда не должны допускать до себя маловерие, неверие и ропот. Нельзя провидению предъявлять счет. И поэтому, застигнутый скорбью или болезнью, да удержит христианин уста свои и не взирает на небо с ропотом: «За что мне попущено то или это?» Замолчи, гордый безумец, но обрати взор в глубины своей совести. Там, на скрижалях сердечных, ты найдешь каждый прожитый день и все, что его наполняет.

И когда мы смиренно склоняем свою главу под десницу Божьего провидения, когда благодарим нашего Создателя не только за Его благость, но и за скорби, нам попущенные, рано или поздно в сознании вдруг всплывет то мрачное деяние, то грехопадение, которое, может быть, мы запамятовали, забыли или сокрыли от самих себя и из-за которого человек сегодня подвергается определенным испытаниям, чтобы выплакать грех, исповедовать его и вместо уныния исполниться бодрости, вместо гордыни и самоутверждения – смирения и самоукорения, вместо нечистых помыслов взрастить в себе целомудрие, вместо жадности проявить великодушие и таким образом сделаться близким Богу, сродным Ему, способным сожительствовать с благодатью Святого Духа. А ведь о ней говорит Соломон: «В злохудожную душу премудрость не войдет и в теле, повинном греху, обитать не будет».

Итак, завершая наши духовные размышления, еще раз, дорогие братья и сестры, воздадим Господу Богу хвалу и благодарность за Его неизреченное человеколюбие, которым пронизана краткая молитва: «Иисусе, милость неизреченная...» Аминь.

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать