Духовные размышления. «Иисусе пречудный, ангелов удивление…» Ч.2

20 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Дорогие друзья, мы вновь продолжаем наши совместные духовные размышления. Если вы помните, завершив чтение Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии, мы обращаемся теперь к Акафисту Спасителю. И обратимся ко Господу нашему Иисусу Христу словами из первого икоса: «Иисусе пречудный, ангелов удивление».

Спаситель некогда явил Свой прекрасный лик жителям Палестины, и многие из вас, может быть, знают об особом документе Публия Лентула, который, будучи одним из правителей в Иудее, посылал его Тиверию в письме. И между прочим говорил, что в его дни явился в Палестине Тот, Кого можно было бы назвать Пророком, если не Самим Богом. Человека этого звали Иисус, и Он, как и Матерь Его, был необыкновенно прекрасен. Далее римский чиновник описывает внешность Спасителя и между прочим упоминает Его голубые глаза, раздвоенную бороду орехового цвета, говорит о том, что единым прикосновением пальцев, перстов ладони руки Господь исцелял от проказы безнадежно больных людей, не прибегая к кореньям и травам. Он исцелял все недуги и хвори, какие только были под небом. В гневе Он внушает благоговение, иногда Он плачет, но никто никогда не видел Его смеющимся.

Мы узнаём Его в чертах синайской иконы, одной из древнейших в мире, и понимаем, почему неизвестный нам составитель Акафиста обращается к Спасителю со словами: «Иисусе пречудный…» В Нем все ч у дно, все чудесно, все вызывает восхищение, радость, благоговение и внушает нам Божий страх, потому что перед нами не грешный, подобный нам человек, но Истинный Человек, чуждый и малейшей примеси греха, естество Которого в Божественном лице Иисуса Христа соединено с Божеством. Он, Господь, – прекраснейший из сынов человеческих.

И мысленно раскрывая Евангелие, мы вспомним, как не раз слышавшие Его люди, те, кто неотступно следовал за Ним по пятам, чрезвычайно удивлялись, чудились, изумлялись тому, что было открыто очам людским. Вот Господь в пустыне, повелев апостолам усадить пять тысяч человек, благословляет хлебы и рыбу, и под Его божественными перстами пища чудесно умножается так, что с избытком хватает и мужчинам (пяти тысячам), и их женам, женщинам и детям. Спаситель изрекает Свое слово так, как никто из сынов человеческих, прежде и после Него бывших. Это слово со властью, слово, которое проникает в самые глубины душ людских. Неотступно следуя за Господом, люди, забыв пищу и питие, в течение трех дней внимают поучениям Спасителя, услаждаясь не только красотой и полнозвучием слов Господа, но божественным содержанием, которое просвещает их ум, научает их тайнам богоугождения.

Иисус Спаситель оставался неразгаданным и самими учениками Своими. То Он отправляет их в лодке пересечь Тивериадское озеро, и вдруг когда те совершенно изнемогают в борьбе с водной стихией, является совсем рядом ходящим по водам, так что в страхе будущие апостолы, думая, будто видят призрак, кричат. А Господь, как малых детей, успокаивает их, говоря: «Аз есмь, не бойтесь! Почто вы так страшливы, маловеры?» То Христос приступает к гробнице, где погребен друг его Лазарь, и тело мертвого человека уже смердит. Громким голосом повелевает Христос: «Лазарь, выйди вон!» И устрашенные иудеи видят невероятное: мертвец, перепеленутый, как дитя, по рукам и ногам пеленами, является живым, так что его соплеменники разворачивают эти пелены и осязают обновленные ткани того, кого они уже не первый час оплакивали.

Иисус пречуден, Он непостижим в Его существе. Мы, читая внимательно Евангелие, предстоя в храме невидимому Богу, молясь в глубинах нашего сердца, мало-помалу приближаемся к Нему по мере очищения душ от страстей и грехов. Но Бог наш остается всегда втайне, хотя Он умеет воздавать явно тем, кто боится Его словес, исполняет Его закон и со смирением молится Ему как Творцу, Промыслителю и Судии.

«Иисусе пречудный, ангелов удивление». Не только мы, обложенные дебелой плотью, мы, земнородные, но бесплотные духи блаженные, приведенные творческой десницей в бытие, дабы те славили Творца и черпали в этом нетленную пищу, денно и нощно взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея». Серафимы и херувимы, архангелы и ангелы, предстоя невидимому лицу Божию, созерцая славу Создателя, благоговеют, изумляются и закрывают крестовидно крылами лица свои, не будучи способными выносить это сияние, приемля его лишь в ту меру, в какую это для них возможно, непрестанно возрастая в богопознании. От этого-то удивления и изумления славой Творца бесплотные духи столь трепетны, столь благоговейны, столь внимательны; они трепещут от радости и ужаса, как свойственно творению, введенному в общение с Творцом.

И слыша из Акафиста о том, как все неисчислимое воинство Господне, словно осиновые листочки, предстоят Господу, будем учиться, дорогие друзья, приобретая правильные понятия о Боге, тайне хождения пред Его лицом. «На кого воззрю: токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего словес Моих». Еще Федор Михайлович Достоевский говорил о том, что человек – это такое существо, которое не может существовать без благоговения пред высшим. И если нас страшит расчеловечивание человечества, если мы сами не хотим катиться по наклонной плоскости, мало-помалу приобретая какие-то скотские и звериные свойства в отдалении от света истины и любви, будемте всякий раз, когда мы становимся на молитву, крайне внимательными, неспешными. Не будем суетиться, по крайней мере, в этом святом деле. Но призадумавшись на малое время, Кто внемлет нам, Кто нас видит и слышит, Кто принимает от нас молитвы, осенив себя крестным знамением, с верой и любовью ко Христу начнем неспешно взывать к Нему: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного. Иисусе пречудный, ангелов удивление…»

 

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать