Духовные размышления. «Иисусе преславный, царей укрепление…»

17 сентября 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Приветствую вас, дорогие друзья, мы вновь продолжаем наши духовные размышления, опираясь на акафист Иисусу Сладчайшему. Один из древнейших церковных текстов, по художественной выразительности вряд ли имеющий себе равных, разве что акафист Пресвятой Богородице. Предметом сегодняшнего разговора будет молитвенное обращение к Спасителю: «Иисусе пресильный, царей укрепление!»

Да, Библия, говоря о правителях земли, преимущественно именует их царями. Мы прекрасно знаем, что царское достоинство, сила, крепость покоятся не столько в признании коронованного лица народом, сколько в силе Божией, энергии Святого Духа, которая снисходит на облагодатствованное лицо в самом венчании на царство, или помазании, как говорили в седую библейскую старину. Радуйся, Иисусе пресильный, царей укрепление! Да, действительно, Бог всемогущ, Он источник власти на земле, как и Сам Господь свидетельствует: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле». Да, в священнодействии венчания на царство дух премудрости и разума, совета и крепости, ведения и благочестия снисходил на лицо, которое указал Господь народу и приуготовил его к царскому служению.

Сегодня мне хочется в связи с нашим необычным размышлением о помазанниках Божиих вспомнить одного из самых славных царей библейской истории – царя и пророка Давида, само имя которого означает «возлюбленный Божий» и свидетельствует, что Давид, в отличие от своего предшественника Саула, царя иудейского, был во всем благоугоден Создателю, хотя ошибался тяжко, мог согрешить, но и покаялся, вновь возвратив себе дыхание Духа Святого.

Радуйся, Иисусе пресильный, царей укрепление! В Книге Царств мы обретаем замечательную богодухновенную историю о том, как пророк Самуил, получивший откровение о том, что Саул отвержен от лица Божьего, нашел ему преемника – будущего величайшего по мудрости и славе царя Давида. Как это было? Самуил, вещий пророк, направляет свои стопы в Вифлеем. Не нужно рассказывать вам, что этот древнейший библейский город стал родиной Богочеловека, Бога во плоти. Именно там и жил некто Иессей со своими семью сыновьями, занимаясь скотоводством. В дом благочестивого Иессея Господь и приводит Самуила, чтобы тот обрел там избранника Неба. Иессей, смущенный великой честью (а Самуила в Израиле по справедливости почитали Божьим человеком), выводит одного за другим своих старших сыновей. Внимательно взирая на них прозорливым оком, Самуил лишь произносит: не тот, не тот.

И когда прошли, кажется, все, Иессей был крайне озадачен. Он и помыслить не мог, мысль не вмещалась в его сердце, что юный голубоглазый белокурый Давид, который в это время пас овец где-то на выселках, и есть Богом избранный угодник. Однако что у людей высоко, то пред Богом мерзко. И напротив, мысли Божьи – не наши мысли, пути Господни – не наши пути. «Покажи мне еще одного!» И когда привели Давида, Самуил достал заранее приготовленный полый рог и возлил на Давида священный елей – масло. Дух Святой снисходит на юношу, и, как прекрасно пишет священный писатель в Книге Царств, дал Господь Давиду иное сердце и иные мысли. Произошло чудесное обновление, изменение ума и сердца Божьего избранника. «Сердце царево в руке Божией», – говорит премудрый Соломон. И действительно, личность, помазанная на царство, имеет особые дары понимания, интуицию, чутье, как управлять народом, строить жизнь государства, так чтобы все подданные приближались к осмыслению своей жизни, полагали цель своего бытия в служении Богу.

Радуйся, Иисусе всесильный, царей укрепление! Мы убеждаемся, что Господь действительно поддерживал и никогда не оставлял Давида, и тот, всецело умом и сердцем принадлежа Богу, чувствовал как будто второе дыхание за своей спиной. Вспомним замечательное повествование о победе Давида над Голиафом. Те из вас, кто были во Флоренции, этом центре искусства в Италии, и в Музее изобразительных искусств имени Пушкина на Волхонке, конечно, помнят гармоничную фигуру прекрасного юноши Давида, как изобразил его легендарный Микеланджело. Давид вышел на борьбу с язычником Голиафом, который в три, в пять раз превосходил его силою, вооруженный лишь одной пращой. Заметим, что в его праще было пять камней. Одним из этих камней Давид, молившийся Отцу Небесному, поразил Голиафа прямо в лоб и затем, быстро подбежав, выхватив меч из хладеющей руки соперника, отсек ему голову, повергнув в ужас, а потом и в бегство войско филистимлян – тех, кто пришел с войной в землю Израилеву.

Итак, эти пять камней суть несомненно символ имени Иисуса пресильного, Который является укреплением царей. Действительно, апостол Павел говорит в одном из своих посланий: «Лучше я пять слов буду говорить умом своим, то есть со вниманием, чем тысячу слов на незнакомом языке, не разумея их значения». Речь идет о даре языков. Это была вышеестественная способность спрославлять Создателя каким-то таинственным языком. Что же это за пять слов, которые мы должны разуметь, молясь Богу? «Иисусе Христе, помилуй мя, грешного». Иисусова молитва, призывание Всесильного Бога, Который укрепляет не только царей, но и малых мира сего укрепляет, и детей, делая каждого христианина царем и священником, как об этом говорит святой апостол Петр. Действительно, все вы, наверное, помните прекрасное русское выражение «без царя в голове». Человек, сбитый с толку, лишившийся рассуждения, запутавшийся в трех соснах, в представлении о мире и о людях. И напротив: иметь царя в голове – иметь нравственную устойчивость, понимать, что без Бога не до порога. «Без Меня, – обращается к нам Господь Иисус Христос, – вы не можете сотворить ничего истинно доброго». Вот почему, подражая царю Давиду, возвеличенному Господом Богом, мы призваны с раннего утра до позднего вечера в сердечной лампаде зажечь огонек памяти о Господе, устремления к Нему, призывания Его святого имени. И тогда эти пять камней в праще будут лететь и поражать мысленного Голиафа. А ведь и против нас воюет темная сила. Падшие духи не спят и не едят. Они только и помышляют о том, чтобы запинать стопы благочестивых. Мы с вами, друзья, находимся на войне. На войне как на войне. Вот почему лишь только имеющий Господа Бога в уме своем, благодать в сердце своем, уповающий, как будто опирающийся на помощь Всесильного Искупителя нашего, оказывается среди побеждающих, а не «лузеров», одерживает победы, а не терпит поражение.

Но вернемся к царю и пророку Давиду, которого возвеличил Бог. Я уже упомянул о том, что Давид не был безгрешным. Однажды он, уже находясь на высоте царского служения, установив единовластие в своей стране, выйдя поутру на галерею своего дворца, увидел купающуюся женщину и, не будучи подготовлен молитвой, был поражен стрелой похоти. Тотчас распорядился доставить ее во дворец. Муж этой женщины, ничего не подозревавший, был отправлен на войну, где вскоре был убит, потому что его поставили на самое опасное место, а Вирсавия (таково было имя иудеянки) стала наложницею Давида. От этого союза родился Соломон – знаменитый царь израилев. Полтора или два года Давид пребывал в абсолютном помрачении, сам не свой, себе не хозяин, он оставил молитву, лишился пророческого дара. Тьма покрыла его ум. Он совершенно изменился, помрачилось его чело. Наверное, так он и остался бы нераскаянным грешником, если бы не Промысл Господень. Бог не хочет нашей смерти, но желает, чтобы мы обратились и живы были. Пророк Нафан был послан Господом Богом в царский дворец и обличил согрешившего помазанника Божьего. Тот, придя в себя, пролил горькие слезы покаяния, памятником чего является знаменитый пятидесятый псалом. Многие из вас его знают наизусть: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое!» Иисус пресильный, возвеличивший царей, не оставил и Давида на дне его падения, но принял покаяние праведника согрешившего, который до конца дней не мог забыть этого проступка и совершенно смирился пред лицем Господа, вновь обретя в сердце благодать Святого Духа.

На Бога надейся, сам же не плошай. Мы прощаемся сегодня с акафистом Иисусу Сладчайшему и помолимся: может быть, еще и у нас на Святой Руси появится, когда Богу будет угодно, помазанник Божий. Неслучайно же в течение столетий бытовала пословица: на Руси без царя невозможно.

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать