Духовные размышления. «Иисусе, сило непобедимая…»

16 апреля 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Иисусу Сладчайшему.

Чему, дорогие друзья, учит нас жизненный опыт, «сын ошибок трудных»? К какому сердечному убеждению приходит человек, достигший уже половины своей жизни, тем паче мало-помалу приближающийся к исходу из временной жизни? Чем мы мудрее, тем больше чувствуем, исповедуем и признаем, что человек – очень слабое существо. И хотя наши дедушки и бабушки, жившие в советское время, не ходя в Божий храм и забыв молитвы, которым их учили в малолетстве, повторяли: «Знание – сила», «Мы все преодолеем», «Человек – это великая мощь», «Человек – это звучит гордо», но и они, достигнув преклонных лет, увидели, насколько относительны были эти первомайские лозунги и призывы, а иногда и просто таили в себе ложь.

Слаб человек, «человеку свойственно ошибаться», – учили нас древние мудрецы. И поэтому каждый из нас, озираясь направо и налево, ищет кто посох, кто точку опоры, а кто эликсир вечной молодости. Каждый хотел бы обрести в душе силу, чтобы и в преклонные года сохранить ясность ума, не потерять способности к движению, к членораздельной речи. И вот почему только юнцы, сбитые с толку неправильным образованием, невежественные, иногда и в наше время заявляют о своем неверии.

Такая обезьянья, поросячья философия растворяется как дым в воздухе, едва лишь на нашу долю выпадает испытание. А жизнь каждого человека – это тернистая тропа. Не случайно русский народ говорил: жизнь прожить – не поле перейти. Важно, начав за здравие, не кончить за упокой. И поэтому мы интуитивно ищем тот источник нравственных, душевных, духовных сил, в который, испытывая преждевременную усталость от жизни, могли бы броситься, погрузиться, нырнуть и, как Конек-Горбунок в знаменитой сказке, выйти на свет Божий очищенными, обновленными, освященными.

И чем отличается богооткровенная христианская религия от ложных мировых учений, так это тем, что воскресший из мертвых Господь, Победитель дьявола – Тот, Кто собственной кровью омыл нашу немощную, слабую и, начиная с проступка Адама и Евы, зараженную грехом природу, – простирает к нам с Креста Свои руки, говоря: «Придите ко Мне все труждающиеся, безуспешно пытающиеся выработать в себе нравственное совершенство и обремененные грехами, и Я успокою (упокою) вас. Возьмите на себя бремя Мое – иго веры, зрячей, горячей, разумной, и обрящете (найдете) покой душам вашим. Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть».

Вот почему мы, взирая на Христа Искупителя, Который совершил подвиг нашего спасения, видим в Нем не беспомощного страдальца, кем-то обиженного и униженного, а видим Бога во плоти – Всемогущего, Вездесущего, Того, Кому все возможно. Видим в Нем Создателя, Искупителя и Судью, в руках Которого и жизнь, и смерть, и воскресение каждого из Его разумных созданий.

Итак, Бог Всеправеден, Всеблаг и Всемогущ. Он мановением Своего Божества воззвал этот мир к бытию, Он управляет Вселенной соответственно тем законам, которые вложил в сотворенную природу. Он назирает с высоты святой Своей славы, взирает в глубь сердца каждого из нас и подает нам Свою невидимую благодать – ту энергию Святого Духа, которой мы и движемся, и существуем, без которой мы не можем пошевельнуть и пальцем. Отыми от нас Господь Свое попечение на тысячную долю секунды – и мы тотчас обратились бы в прах, превратились в мокрое место, растаяли бесследно в воздухе. И только потому, что Бог нас видит, слышит, любит и ниспосылает нам эту силу, мы здравствуем, мы дышим, движемся, мы мыслим, чувствуем, видим, несем свой жизненный крест с бодростью, радостью и весельем.

Итак, вновь раскрыв сегодня Акафист Иисусу Сладчайшему, мы найдем в третьем икосе замечательное обращение к Спасителю: «Иисусе, сило непобедимая». Бог есть источник и физических, и душевных, нравственных и духовных сил в каждом из нас. Вот почему нам подобает всегда обновлять в себе чувство всецелой зависимости от нашего Спасителя. Мы как листочки, прикрепленные к Лозе, к Древу, Которое есть Сам Иисус Христос. Собственными силами мы не можем помыслить ничего благого и хорошего, у нас осталась лишь свобода произволения: свобода искать, хотеть лучшего, свобода обращаться к Богу со словами: «Господи, я слаб и немощен, укрепи меня, помоги мне, прости меня! Господи, просвети мой ум, укрепи мою слабую волю, очисти мои загрязненные чувства, ибо собственными потугами я даже не могу прибавить себе роста на пол-локтя».

Лишь невежественные и глупые юнцы, «митрофанушки», думают, что они хозяева своей жизни. Да, конечно, у нас есть некие естественные силы и потенции, но, когда речь идет о служении людям добром, когда мы мечтаем быть созидателями, когда нам хочется исполнять вечный, нравственный закон правды и любви, без Бога воистину ни до порога. Именно поэтому каждый день, каждый час и каждую минуту мы должны взирать туда, где во свете неприступном живет Божество, должны смотреть на распятую высоту, с которой Христос простирает нам руки и благословляет нас, говоря, как некогда, возносясь на небо, изрек апостолам: «Аз есмь с вами во вся дни до скончания века».

И действительно, оборачиваясь назад, исследуя прошлые столетия, мы видим, что сила Господня неисчетна, непостижима, непобедима. Вспомним начало XX столетия: не силы ли ада обрушились на Русскую Православную Церковь сто лет назад? Не столетие ли назад служители дьявола – инфернальные, то есть зараженные злобой и богохульством, так называемые интернационалисты, развратив наш народ своими прельстительными проповедями, используя негодных и лукавых людей, не желавших честно трудиться над созиданием великой России, устроили кровавую баню дворянству, купечеству, русскому крестьянству?..

Этот геноцид русского народа до сих пор еще до конца не осмыслен и не осознан. Темные грозовые тучи встали тогда над Святой Русью. Храмы были осквернены, священнослужители сосланы, большинство из них расстреляны и умучены. Сотни тысяч русских людей, верных своему религиозному чувству, сгинули в топях и болотах. Казалось, Россия превратилась в пустыню, стала притчей во языцех для всех народов. Несколько раз в течение XX столетия обманутая, униженная, преданная и проданная, она вновь восстает на наших глазах ни по какой иной причине, кроме как той, что души пастырей и пасомых, родителей и их милых чад оказываются сегодня открытыми для восприятия силы Господней – непобедимой Божественной благодати. Благодати, которая льется, изливается на нас в таинствах Матери-Церкви: крещении, покаянии, причащении Святых Христовых Таин.

Итак, если кто мечтает и желает увидеть собственными глазами возрождение нашей великой Родины, если кто хочет послужить Отечеству без страха и упрека, намерен стать созидателем, а не разрушителем, должен твердо знать, что только у Христа Воскресшего может он заимствовать победоносную силу терпения, мужества, любви, молитвы, деятельного служения ближним. И вот почему с такой радостью, благоговением и трепетом мы с вами, раскрывая Акафист Иисусу Сладчайшему, обращаемся к Нему, как малые дети к отцу: «Иисусе, сило непобедимая...»

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать