Духовные размышления. «Радуйся, Еюже воздвижутся победы…»

11 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Проповедь протоиерея Артемия Владимирова об Акафисте Божией Матери.

Я к мудрости небесной прикоснусь
И все оставлю у ее порога.
В лесную глушь меня ведет дорога.
Там я умру для мира... и проснусь.

Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня меня занимает преимущественно такой вопрос: как появляются новые иконы Пресвятой Богородицы и каким образом они получают лишь им присущее название? Знаете ли вы, что в XX веке, непосредственно перед революцией, в 1914 году, когда вся Европа стала театром огромной войны, была создана необычная икона Богородицы с живописным общим планом, на котором можно различить окопы, солдат со штыками, артиллерийские орудия, а в воздухе над полем сражения выписана в соответствии с канонами Сама Богородица, стоящая в полный рост с Младенцем на руках и указывающая десницей в правую сторону? Эта икона получила название «Августовская победа».

Когда это видение открылось немецким воинам, они были настолько ошарашены и парализованы открывшимся им зрелищем, что почувствовали смущение и страх и спешно отступили, а русские, увидев некое сияние на широте, где таких атмосферных явлений в принципе быть не может, напротив, были воодушевлены и продвинулись вперед, смяв позиции врага. Вот последняя икона Пресвятой Богородицы «Августовская победа», которая была написана после того, как очевидцы рассказали, что открылось их изумленному взору.

Следовательно, образ Божией Матери пишется не в соответствии с фантазиями художника или его благочестивыми мечтаниями, но всегда имеет под собой историческую подоснову. Икона запечатлевает некий факт (а факт – вещь упрямая), зафиксированный несколькими или хотя бы одним очевидцем, который стал свидетелем благодатного, чудесного, необъяснимого явления Пречистой Богоматери в этом подлунном мире.

Сегодня, когда прошло уже сто лет со времен Первой мировой войны (никакой не империалистической, как лгали советские учебники), мы, рассуждая о Матери Божией и Ее покровительстве в отношении православных воинов, можем сами себе ответить на вопрос: в чем тайна русского воинского духа, боевой славы нашего народа, откуда русский человек черпает такое мужество, которое влечет его к самопожертвованию и побуждает расстаться с самой жизнью, как несколько месяцев тому назад расстался с жизнью русский офицер в Сирии. Окруженный боевиками, он попросил направить огонь на ту географическую точку, где он находился, и этот огонь смёл окружавших его головорезов, а его самого сделал Героем России. «За Россию-мать сладко умирать», – пел в свое время Максим Трошин, замечательный русский юноша, бард, погибший тоже при не совсем выясненных обстоятельствах.

Очевидно, что такая обескураживающая наших противников способность русского человека за Родину, веру, царя идти навстречу смертоносным стрелам, пулям, снарядам, коренится в мистической особенности нашего народа, который, по справедливому утверждению Федора Михайловича Достоевского, является христоносным в силу крещения и помазания миром, сообщающее нам, православным людям, особые дары Духа Святого.

Конечно, наш народ падал, и падал глубоко. Он напоминает неразумного шаловливого ребенка, который, попав в руки развращенных воспитателей, может повернуться спиной к избушке, передом к лесу и начать сносить по глупости кресты с родовых могил, разрушать Божии храмы с тем, чтобы горько затем оплакивать эту годину безбожия, которая темной паволокой накрыла нашу страну, обезобразила, опустошила ее в течение семидесяти с небольшим лет.

Но вот, слава Богу, этот морок, навязанный нам заокеанскими воспитателями и покровителями, мало-помалу уходит, уступая место поиску. В чем историческое призвание России, где наши корни, как нам, государствообразующему народу, восставить нашу державу, как вывести плесень и демократическо-либеральный грибок, который издавна подтачивает сваи и основы нашей государственности?

Ответ на этот вопрос мы снова найдем в Акафисте Пресвятой Богородицы. Мы обращаемся к Ней: «Радуйся, Еюже воздвижутся победы…» Ага, вот, эврика! Победы военные, стратегические, победы, одерживаемые в мирное время, когда народ сплачивается для созидания своей собственной страны, обусловливаются близостью к нам благодати Святого Духа, точнее, обращенностью умов и сердец народа к Церкви Христовой и умением славить Пресвятую Богородицу – Нерушимую Стену, Победу, Ту, Которая именует Себя Предводительницей в брани, Взбранной Воеводой, Ту, Которую мы еще с X – XI веков изображали на наших стягах, штандартах и знаменах. Вспомним, что святой князь Андрей Боголюбский некогда одолел злейших врагов России, как их тогда называли, «поганых», выставив впереди воинства стяг с Нерукотворенным Образом Иисуса Христа и изображением Пресвятой Богородицы. Так было, так есть, и так будет!

И сегодня всем нам, конечно, д о лжно мало-помалу избавляться от расслабления, малодушия, двурушничества. В самом деле, нельзя служить двум господам одновременно. И прежде всего это касается наших высших учебных заведений, студенческих аудиторий. Посмотрите на факультет журналистики – там давно свили гнездо сайентологи, последователи страшной, деструктивной, социально опасной секты, которая преследуется законом и в Америке, и в Германии. А у нас чуть ли не ведущие педагоги – надеюсь, что мои слова уже не соответствуют действительности и эти остепененные хаббардисты ушли на пенсию – портят мозг студентам, делая их иностранцами в собственном Отечестве.

А взять наш знаменитый столичный Архивный институт? Меня очень удивляет, какую либеральную публику без царя в голове взращивают там педагоги с многолетним стажем. Не все восторгает на Урале, где сейчас выстроен роскошный Ельцин-Центр, куда едва ли не насильно водят школьников, знакомя их с самой мрачной страницей нашей постсоветской истории.

Мне кажется, что особенный подвиг современный педагогов – как школьных, так и высшего институтского звена – заключается в просвещении молодежи основами здравой, православной, христианской веры. Потому что нельзя быть безродным космополитом, Иваном, не помнящим родства, манкуртом, который не понимает, что самостоянье человека возрастает через проявление двух чувств, знакомых Пушкину, но не нам: любви к отеческим гробам, национальным святыням и родным пепелищам и любви к историческому пути, который пройден нашей Родиной. А забвение предков, как утверждал Пушкин, есть начало невежества и варварства.

Вот почему, хорошо понимая, что в единочасье нам не восстановить целостного национального самосознания, мы призваны, дорогие друзья, сегодня много трудиться, чтобы на уроках по основам православной культуры, да и вообще в гуманитарном цикле на уроках литературы, русского языка потихонечку вводить в сознание детей мир духовных понятий.

А в этом мире стоит Победоносная Жена, одетая в багряное одеяние, – Пречистая Дева Мария. Помните, как некогда Она явилась Тамерлану, бичу и грозе всех народов, который, мирно почивая в своей палатке, был устрашен видением Светоносной Жены, спускавшейся к нему из горнего мира с мечом в руке. Проснувшись и узнав, что это Матерь Бога христианского, он спешно свернул свою полумиллионную армаду и отступил от священных пределов Московского княжества.

Верим, что и сегодня НАТО со всеми его страшилками, равно как и наши заокеанские друзья, едва только убедятся, что их печеньки пресны и сухи, начнут заниматься собственными делами, а мы здесь, в России, будем прежде всего возрождать нашу православную духовность, не упуская детские сады, больницы, начальную школу. Потому что, впитав благочестие с молоком матери, наши дети поменяют джинсы на сарафаны; впрочем, это, конечно, не самое важное, а главное, обретя в сердце веру, надежду и любовь ко Христу и Богородице, окажутся сильнее всех соблазнов и воспримут от пращуров тот русский дух победы, который никому не грозит, никого не стращает, но который умеет нанести смертоносный удар агрессору, если только он посягнет на целостность нашей земли.

«Радуйся, Еюже воздвижутся победы…» Этим мажорным призыванием имени Пресвятой Богородицы мы завершим сегодняшнее краткое размышление об особенностях русского духа и о славе нашего оружия.

 

Записала Таисия Зыкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать