9 октября. Никакой пророк не принимается в своем отечестве

9 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 22 - 30

 

22. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?

23. Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то, что, мы слышали, было в Капернауме.

24. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

25. Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,

26. и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую;

27. много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина.

28. Услышав это, все в синагоге исполнились ярости

29. и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его;

30. но Он, пройдя посреди них, удалился.

(Лк. 4, 22 – 30)

 

События сегодняшнего евангельского чтения происходят в Назарете, родном городе Иисуса. Назарет не был деревней, в Библии он назван греческим словом  полис,  что означает город, и в нем вполне могло проживать до 20 тысяч жителей.

Господь, как и принято у иудеев, в субботний день приходит в синагогу, где Ему дают свиток с Книгой пророка Исаии. Прочитав отрывок из Книги пророка, Христос садится, чтобы рассуждать над текстом. Дело в том, что оратор прозносил свою речь сидя, и раввины тоже учили сидя.

Именно этим словам рассуждения, «словам благодати», как указывает Евангелист Лука, и «дивились» присутствовавшие в синагоге люди. Но в какой-то момент слушавшие иудеи исполнились ярости. Произошло это после слов Христа никакой пророк не принимается в своем отечестве и тех пояснений, в которых Иисус похвально отозвался о язычниках.

Господь приводит два примера:

1. Посещение пророком Илией вдовы в Сарепте Сидонской. Вдова же эта, доверившись словам пророка, отдала ему последнюю часть муки и масла, приготовив пресный хлеб, и за это в ее доме «м ука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало » ( 3 Цар. 17, 16). Также по молитвам Илии Господь воскресил и ее сына, явив Свою милость.

2. Исцеление от проказы пророком Елисеем Неемана Сириянина. О дна служанка, пленная израильтянка, жившая в доме Неемана, страдавшего проказой и искавшего средства к излечению, однажды сказала его жене: «Если бы господин мой побывал у пророка, который в Самарии, то он снял бы с него проказу его». Слова эти были переданы Нееману, который и отправился к пророку. Вельможа прибыл на конях и на колеснице своей остановился у входа в дом Елисея. Пророк выслал сказать ему: «Поди омойся семь раз в Иордане, и обновится тело твое у тебя, и будешь чист». Такое отношение пророка к вельможе Сирийскому и такой, по-видимому, пустой совет, простое врачевство, показались Нееману обидными, он разгневался и сказал: «Разве Авана и Фарфор, реки Дамасские, не лучше всех вод Израильских? Разве бы я не мог омыться в них и очиститься»? Но слуги его подошли к нему и сказали: «Ежели бы пророк велел тебе сделать что-либо трудное, неужели бы ты не сделал? А он тебе сказал только: омойся и очистишься». По совету благоразумных слуг Нееман отправился на Иордан, окунулся в него семь раз, и тело его сделалось совершенно чистым.  

 

Эти истории из Священного Писания были знакомы иудеям, но все же они были настолько убеждены в своей неповторимости, что любое похвальное слово в адрес других народов вызывало у них ярость. В иудейском сознании давно укрепилось утверждение, что «Бог создал язычников для того, чтобы они были топливом для адского огня».

Блаженный Феофилакт, в толковании сегодняшнего евангельского отрывка делает следующий вывод: « Знай, что отечество пророков – синагога иудейская, у которой они в бесчестии. Ею пророки не приняты, а мы чужеродные приняли их. Ибо вдовица, то есть церковь из язычников, приняла Илию, то есть пророческое слово, когда в Иудее был голод духовный, то есть голод слышания слова Божия ».

Для каждого из нас, дорогие братья и сестры, Господь сегодня на примере Своих земляков из Назарета показывает, как гордость изгоняет истину. Всякий человек, имеющий в своем сознании семя гордыни, никогда не сможет в полной мере прислушаться к мнению и рассуждению другого человека, так как ко всякому его слову будет относиться с пренебрежением. Мы же с вами призваны к смирению, не возносящему ни нас, ни какое-либо общество над другими людьми, дабы всегда слышать пророческие слова Божии и получать через послушание великие Божественные дары благодати.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать