9 ноября. Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали

9 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 10, ст. 22 - 24.

 

22. И, обратившись к ученикам, сказал: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

23. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите!

24. ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

(Лк. 10, 22 – 24)

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы вновь слышим слова Спасителя, которые нам передает евангелист Лука.

В 22-м стихе Господь наш Иисус Христос говорит Своим ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом, приоткрывая тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец,  не знает никто,  кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Лк. 10, 22). Позже, в четвертом Евангелии, возлюбленный ученик Христов скажет об этом более открыто, вложив в уста Иисуса такие слова: Я и Отец – Одно , и видевший Меня видел Отца  (Ин. 10, 30; 14, 9).

Если учитывать тот факт, что свое Евангелие апостол Лука писал для христиан из языческого, т.е. эллинистического мира, то стоит отметить, что в самой философии древних греков существовала глубокая пропасть между материей и духом, человеком и Богом. «Очень трудно, – говорили они, – знать Бога, а если узнаешь Его, то невозможно рассказывать о Нем другим». Но пришедший в мир Спаситель сказал: видевший Меня видел Отца .

Конечно, «природа Христа, - как пишет святитель Кирилл Александрийский, - таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи, то есть мысли Отца и Сына».

У Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога, это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.

Ведь как замечает блаженный Феофилакт: «Отец всё предает Сыну, все дела домостроительства нашего спасения. Поэтому ради нас не воплотился ни Отец, ни Дух, или пострадал, или воскрес, но все это совершил Сын, и Он сделался вождем нашего спасения; поэтому Он и говорит, что все Ему предано».

Господь вновь особо обращается к Своим ученикам со словами: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Лк. 10, 23-24). Иными словами, Христос говорит следующее: «Я Тот, Которого ожидали все пророки, святые и цари, и Которого они желали видеть».

Блаженный Феофилакт раскрывает нам смысл слов Спасителя, рассуждая так: «…древние пророки и цари хотя и сильно желали увидеть Господа во плоти и послушать Его, однако ж, не удостоились этого. И поскольку Он выше сказал, что тот знает Отца, кому откроет Сын, то теперь ублажает учеников, как получивших уже это откровение. А этого блага не достиг никто из тех святых, которые жили до явления и действования Сына Божия во плоти. Поскольку же они не видели во плоти Господа, чрез которого познавался Отец, то, значит, они и Отца не видели так, как видели апостолы».

Иисус был вершиной, к которой стремилось человечество, целью, к которой оно направлялось, мечтой, всегда преследовавшей людей Божиих. Если бы мы желали выразить это терминологией современной философии, то, по-видимому, надо было бы сказать так: мы верим в эволюцию, но как в преображение человека во Христе. Иисус завершает этот эволюционный процесс, потому что в Нем человек встречается с Богом; Он одновременно воплощает в Себе совершенство человеческого и божественного.

Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшний мир, в котором мы живем – это мир, преображенный Христом. Богочеловек Иисус пришел в этот мир для спасения каждого человека, дабы каждый из нас мог почувствовать неописуемую любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. И действительно, блаженны, то есть счастливы те, кто осознает и принимает эту Благую Весть. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать