8 июля. Царство Небесное подобно зерну горчичному

8 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 31 - 36

31. Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем,

32. которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33. Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34. Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им,

35. да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36. Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом.

(Мф. XIII, 31-36)  

Господь общается с народом иудейским и слова небесной истины возвещает им в притчах. Что такое притчи? Это некие истории, иносказания; в них очень много символов. Апостолы, будучи Его ближайшими учениками, тем не менее не понимают, что в этих словах очень много важного. Господу даже задали вопрос: «Учитель, почему Ты так говоришь с народом, а не скажешь явно, открыто? Для чего нужны эти сравнения?» На что Спаситель ответил: «Вам дано понимать тайны Царства Божия, а людям не дано» (см.: Мф. 13, 10-11). Почему? Потому что у людей грубое сердце.

Это очень важное замечание: именно сердце человеческое является органом богопознания, постижения. Имеется в виду, конечно, не просто сердечная мышца, а то духовное сердце, в котором сосредоточие духа человеческого. Как говорят святые отцы, именно там должен пребывать человеческий ум.

После грехопадения люди исказились, ум слился с рассудком, и теперь большинство людей отождествляют эти два понятия, две функции человеческого существа, привыкнув относиться ко всему рассудочно. Это и не дает человеческому сердцу способности принимать откровение Божие.

Бог есть Дух, и человек духовно может воспринимать Его благодать и истину. А когда у человека сердце грубое, как оно может что-то вместить в себя? В притче о сеятеле, который сеет семена (см.: Мф. 13, 3-9),  сеятель – это Сам Господь Бог, а семя – вера, которую Он дает. Вера, в первую очередь, начинается с внимания к словам, которые слышит человек, с внимания и согласия с ними. А уже дальше начинается процесс. Если есть внимание, если человек направляет свой ум именно к этим словам, тогда его сердце способно сочувствовать тому, чему внимает ум. Как правило, тут же подсоединяется человеческая воля, и человек ищет, как реализовать в жизни то, что он услышал, то есть вера становится живой.

Когда нет внимания, тогда и сердце живет само по себе, в чувствах, страстях. Все мы знаем, как это бывает. Господь знает это наше состояние и, видя, что сразу мы не способны воспринять истину в чистом виде, говорит притчами, историями, задачей которых было заинтересовать человека. Всякий человек, услышав что-то привычное, понятное, невольно обращает на это внимание.

Почему апостолам было дано, а другим не дано? Потому что они посвятили этому свою жизнь. К этому моменту они уже не хотели знать ничего, кроме слов своего Учителя. От этого их сердце довольно скоро стало способно принимать Божественное откровение.

Господь говорит:  «Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем». Под  Царством Небесным можно подразумевать очень многое. По сути своей это возможность живого общения Бога и человека. Это именно состояние живого общения. Бог есть Царь, где Бог, там и Царство Его. Общение всегда начинается именно с веры и начинается с очень малого. Это может быть малое слово, либо когда человек что-то увидел или услышал, внезапно понял или прочитал. Сразу же найти каких-то плодов в человеческой жизни невозможно, но внимание к слову Божию, согласие с ним, уже является неким началом будущих перемен, будущего изменения. 

Господь говорит: «Подобно зерну горчичному», маленькому зернышку, «которое человек взял и посеял на поле своем». Важно участие самого человека. Господь дает маленькое семя,  которое кажется очень незначительным, но оно может вырасти. Человеку надо взять его и посеять «на поле своем». О каком поле говорится?

Посмотрим на притчу о сеятеле и семенах, которые он сеет (см.: Мф. 13, 18-23). Поле – это земля сердца. Сеять в мусор  бесполезно, сыпать семя на дорогу, по которой ходят, ездят – тоже. Сеять и не заботиться о том, как все это растет, тоже бесполезно: не будет результата. Необходимо усердие.

Возьми семя веры и посей в сердце своем. Сердце очисти, приготовь покаянием, попытками добрых дел. Это даст возможность лучше усвоиться семени веры. И что происходит потом? То, «которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». С одной стороны, можно толковать, что человек сеет мало, а вырастает что-то большое, меняется жизнь человеческая, внутреннее состояние человека, являются плоды духовной жизни: благие помыслы,  благие состояния, озарения, как некие птицы, начинают пребывать под этим великим деревом веры, которое произрастает в человеческом сердце.

В то же время эти слова понимаются как явление на земле Церкви. Вначале она представляла собой что-то очень малое и, как казалось, незначительное. Как и апостолы не представляли собой ровным счетом ничего в политическом, народном плане это были обычные, простые люди, не выделялись и остальные ученики, но именно горстка этих людей, не пожалев себя, при помощи Божией, смогла изменить всю человеческую цивилизацию. Церковь, явившись как что-то малое, превратилась в великое древо, укрывающее в своих ветвях многие и многие народы.

Иная притча: «Царство Небесное подобно закваске» (Мф. 13, 33). Смысл также в том, что нечто малое кладется в три меры муки и меняет всё. Как говорят толкователи, пример этой закваски был для иудеев необычным, потому что хлеб предпочитали вкушать неквасный, в котором не было закваски. У иудеев не было дрожжевого, тем более сдобного хлеба - были только традиционные сухие лепешки.

Откуда бралась закваска? Когда оставался старый кусочек хлеба, нужно было дождаться, пока он начнет плесневеть, тогда он мог стать закваской. Особо никто хлеб не пек, даже был закон,  к Пасхе убрать из дома все, что было квасного.

Господь говорит, что Царство Небесное приносит в жизнь что-то новое. Христианство дает новую жизнь: новые ощущения, новые чувства, новое состояние.

Снова вспомним, что нечто малое, новое меняет всю жизнь человека. Три меры муки, если говорить о человеке, можно понимать как дух, душу и тело. Все в человеке меняется благодаря той благодати, которая начинает воздействовать на его сердце.

«Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира».

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Елена Клевцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать