Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 4, ст. 1 - 15
1. Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню.
2. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
3. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом.
4. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим.
5. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени,
6. и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
7. итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое.
8. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи.
9. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз,
10. ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя;
11. и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею.
12. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.
13. И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени.
14. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
15. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем.
(Лк. 4, 1 – 15)
Событие, описанное в данном евангельском отрывке, нам особенно интересно, так как могло стать известным лишь из уст самого Спасителя.
Между центральным плоскогорьем южной Палестины и Мертвым морем простиралась мертвая, безнадежная пустыня, называвшаяся Иешимон, то есть «Опустошение». Пустыня эта пылала жаром, как раскаленная печь, и обрывалась отвесной стеной по направлению к Мертвому морю. И в этой страшной пустыне подвергался искушению Иисус.
Само событие искушения Христа в пустыне описывает не только евангелист Лука, но и Матфей. Порядок же описания отдельных искушений у Луки отличается от Евангелия от Матфея: вторым по счету Лука дает описание того искушения, какое у евангелиста Матфея описано третьим (искушение на крыле храма). На это различие критики нередко указывают как на доказательство противоречия, вообще существующего между Евангелиями. Но как отмечает Александр Павлович Лопухин: «…на самом деле особенно серьезного значения этому различию придавать нельзя. Оно свидетельствует только о том, что евангелист Лука излагает искушение не в хронологическом порядке, как Матфей, а в систематическом. Так как путь из пустыни, где происходило первое искушение, в Иерусалим, – где, как верно сообщает евангелист Матфей, происходило второе искушение, – лежал через горы, то Лука, мысленно проходя этим путем, и решил, попутно, так сказать, изобразить искушение, бывшее на горе, ранее, чем искушение, имевшее место в Иерусалиме. А за то, что евангелист Матфей правильно в хронологическом отношении ставит это искушение на горе последним, говорит то обстоятельство, что оно оканчивается словами Господа: «отойди от Меня, сатана». Едва ли после такого запрещения сатана мог обратиться ко Христу с новым искушением».
Первое искушение состояло в том, чтобы обратить, камень в хлеб. Искуситель как бы говорил: «Хочешь, чтобы люди последовали за Тобой? Сотвори чудо, дай им материальные блага». Но Господь ответил на это цитатой из книги Второзакония (Втор. 7, 3), которая другими словами значит: человек никогда не будет довольствоваться только одними материальными благами.
В описании второго искушения мы находим Иисуса, стоящим на горе, с которой виден весь цивилизованный мир. Это – искушение компромиссом. Диавол как бы намекал: «Люди в моих руках. Давай заключим сделку. Сделай небольшую уступку злу, и люди пойдут за Тобой». Ответ Иисуса свелся к следующему: в битве со злом не может быть компромиссов, ибо сказано: «Господа Бога Твоего бойся и Ему одному служи» (Втор. 6,13; 10,20).
В третьем искушении мы видим Иисуса на крыле Храма, где сходятся притвор Соломонов и Царский притвор. Это было искушение поразить людей чем-то необычным. Но Спаситель ответил: «Не искушай Господа Бога Твоего» (Втор. 16), ведь Бог не фокусник и не стремится к сиюминутной сенсации.
Данное евангельское событие показывает нам, что искушения всегда соразмерны внутренней силе человека. Нас, например, не одолевает искушение обращать камни в хлеб, по простой причине, что мы не способны это делать. Но любое искушение побеждается по примеру Спасителя силой воли, уединенной молитвой и постом.
Помогай нам в этом Господь.
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Гимназия имени Святейшего Патриарха Алексия Второго города Екатеринбурга объявляет набор детей с 1 по 8 класс
Всенощное бдение 21 мая 2024 года
Читаем Ветхий Завет. «Коварство ближнего». Священник Константин Корепанов
Свет невечерний. Треугольный брат
Стихи над миром. Стихотворения Зинаиды Миркиной
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!