6 июля. Кто имеет, тому дано будет и приумножится

6 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 13, ст. 10 - 23

10. И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11. Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,

12. ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;

13. потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;

14. и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,

15. ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат,

17. ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.

18. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

19. ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

20. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

21. но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

(Мф. XIII, 10-23)

 

Господь общается с иудейским народом, говоря с ними притчами, иносказательно используя  разные истории. Ученики даже задаются вопросом, почему Он говорит с людьми завуалированно, с символами, а не скажет ясно?

Спаситель отвечает, что ученикам дано знать тайны Царства Божия, а этим людям не дано. У читателя может возникнуть вопрос: если человеку не дано, какой с него может быть спрос? Тогда он в безвыходном положении: ему никогда не понять волю Божию. Часто люди именно так и оправдывают себя, рассуждая, что раз им не дано какого-то религиозного таланта, то и «взятки гладки». Все не так просто. Почему одним было дано, а другим нет, и что именно давалось? Дано было - разумение, некий свет, просвещающий ум, который проявляет в человеке способности к постижению смысла сказанных слов.

Почему у апостолов этот дар был, а других не было? Все зависит от внимания человека и его желания. В жизни так устроено, что к чему направлено наше внимание, то встречает сочувствие нашего сердца, и тогда подключается человеческая воля: у человека появляется желание полностью понять это. Если внимания у человека нет, он решил, что его это особо не касается, тогда и сердце его глухо. Об этом и говорит Господь: кто имеет внимание, тому будет дано и приумножится. Если человек трудится хотя бы понемногу и направляет внимание своего ума к словам Божиим, он тут же видит помощь Божию в их понимании. Господь знает, как сподвигнуть к сочувствию наше сердце, как устроить так, чтобы для человека все стало ясным.

Кто не имеет внимания, старания, ревности в понимании слов Божиих, тогда у него отнимется и то, что он имеет, то есть всякая возможность понимания слова Божия. Действительно, так происходит в жизни и тогда, когда речь не идет о божественных откровениях. Например, если человек ленился в средней школе делать уроки, то когда он пожелает заняться какими-то науками в пятьдесят лет, ему будет очень сложно: время ушло. Не имел усердия - в итоге лишился того, что имел: возможностей, гибкости ума и т.д.

Почему же Господь говорит притчами? Потому что Владыка наш человеколюбив и отлично понимал, что люди настолько рассеянны и привязаны к земным вещам, что если давать им небесные истины прямо, то они не только не поймут, но и сосредоточиться на этом не смогут, настолько для них это еще далеко и непостижимо. Будучи человеколюбивым педагогом и воспитателем, Господь привлекает людей историями, которые им понятны. Так в детском саду учат писать и считать: это происходит в виде игры, используются яркие предметы. Таким образом легко заставить детей сосредоточиться на какой-то важной информации. Если просто сухо давать ее, они быстро отвлекутся и ничего не поймут. Точно так же и здесь. Чтобы люди обратили внимание на слова Христа, Он приводит примеры из их обычной жизни: «вышел сеятель сеять», «Царство Божие подобно горчичному семени, из которого выросло дерево», или тому, как человек, который что-то посеял и ждет всходы, или сокровищу, которое он нашел. Эти примеры были большинству людей понятны и даже близки. Когда человек слышит что-то близкое для себя, он располагается к нему вниманием, а дальше может что-то и понять.

Второй момент - апостолы подходят и спрашивают: «Учитель, объясни нам значение притчи». Почему они подошли и спросили, а другие люди посчитали это для себя необязательным? Исходя из этого становится ясно, почему апостолам дано понимать тайны Царства Божия, а другим не дано. Господь объясняет это так: «Люди здесь с сердцем, огрубевшим из-за суеты, грехов, от того же невнимания и увлечения всякими земными вещами». Здесь также подчеркивается, что человек познает не рассудком, который находится в голове, а сердцем. Сердце - то место, где должен пребывать человеческий ум, потому что там пребывает человеческий дух.

Пока человек не займется очищением сердца - очищением земли души своей - так ничего и не произойдет. Слышит - и не понимает, смотрит - и ничего не видит. Об этом идет речь и в разъяснении Господом притчи о сеятеле.

Сердце первого человека подобно земле придорожной: камни валяются, кто-то ездит, ходит, что может здесь произрасти? Никто и внимания не обращает на эту землю: она совершенно бесплодная. Так и человеческое сердце, если нет внимания, нет усердия в подчинении самого себя. Бог сеет семена веры везде, любому человеку дает возможность что-то узнать о Себе, об истине, но от невнимания все это никак не приживается. Приходит дьявол и похищает посеянное - и человек остается бесплоден.

Второй пример, о том, что, где упало зерно, выросли тернии. Тернии - это обольщения богатством, заботы века сего, разная суета - все это поглощает внимание человека. И могло что-то доброе вырасти в человеке, могла бы развиться вера, но  нет возможности. Просто-напросто не хватает сил - и нет плодов, нет духовного движения.

Каменистые места символизируют собой непостоянство. Сверху, кажется, земля, а копнешь глубже - там камни, мусор и посадить что-то очень сложно. Так же это обольщение богатством, зависимость от мнения людей, страха, что обо мне скажут, - все это делает человеческое сердце бесплодным.

Только у тех, кто внимают самим себе, трудятся - без труда вообще не возможно что-либо изменить, - очищают свое сердце, оно становится плодосным. Тогда человек понимает смысл, находит в себе силы исполнять волю Божию и в итоге приносит плоды.

Всем нам напоминаю о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать