31 марта. И, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну

31 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Матфея. Глава 2, ст. 1 - 12.

 

Мы с вами продолжаем изучение Священной Евангельской истории и в данной программе поговорим о поклонении волхвов, опираясь на текст Евангелия от Матфея.

1. Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят:

2. где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5. Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка:

6. и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды

8. и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9. Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою,

11. и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

(Мф. 2, 1–12)

 

Иисус Христос родился в Вифлееме, небольшом городке примерно в 10–12 километрах к юго-западу от Иерусалима. Слово «Вифлеем» переводится с еврейского языка как «дом хлеба». Само расположение города в плодородной сельской местности вполне оправдывало его название. Именно в Вифлееме жил и был помазан на царство пророком Самуилом Давид. И, конечно, иудеи ожидали, что в городе Давида родится величайший его потомок, долгожданный Помазанник Божий.

Евангелист Матфей особенно подчеркивает, что Спаситель родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2, 1). Это сделано специально, чтобы отличить город, где родился Христос, от другого города с таким же названием, который находился в Завулоновом колене, недалеко от Галилейского озера.

О Царе Ироде Великом в основном известно из труда еврейского историка и военачальника Иосифа Флавия «Иудейские Древности». Ирод был противоречивой личностью: с одной стороны, при нем воцарился мир, в стране был наведен порядок, налоги были снижены. Кроме того, он выстроил заново Иерусалимский Храм, красоте и пышности которого не было равных. С другой стороны, он был крайне жестоким и подозрительным тираном, от руки которого погибло множество людей, в том числе и его родственники: жена Мариамна и ее мать Александра, старший сын Антипатр и двое других сыновей, Александр и Аристовул.

И вот пришли в Иерусалим волхвы с востока (Мф. 2, 1). Геродот пишет, что так назывались мидийцы, принадлежавшие к касте священников в Персидской империи. Мидийцы попытались свергнуть персидское иго и заменить его своим, но потерпели неудачу. После этого волхвы утратили интерес к власти и престолу и стали племенем жрецов, являясь в Персии почти тем же, что левиты в Израиле. Кроме того, они стали наставниками, учителями и советниками персидских царей. Их признавали за мудрецов, знатоков философии, медицины и естественных наук; предсказателей и толкователей снов.

Для нас же самым важным является то, что они были язычниками, представителями народов, не знавших истинного Бога, а теперь пришедших поклониться Тому, Кто станет Спасителем всего мира. Таким образом поведение людей, представлявших собой духовную элиту языческого мира, противопоставлено поведению первосвященников и книжников.

Интересно, что волхвы говорят: мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему (Мф. 2, 2). Многие л юди в древности верили в то, что судьба человека определяется звездами, которые символизируют мировой порядок во вселенной. Если вдруг на небе появлялась новая звезда, то возникало впечатление, что Бог таким образом возвещает нечто особенное. Считалось, что рождение или смерть великого человека, а также всякие серьезные политические перемены предвещаются появлением звезд или комет.

Нам может показаться невероятным, что волхвы отправились искать Царя с востока. Но все дело в том, что перед рождением Спасителя мир был наполнен ожиданием пришествия «особенного человека»: и евреи, и язычники предчувствовали некий великий переворот, смену эпох. На это указывают и римские историки.

Так, Светоний Транквилл написал: «На востоке распространено было давнее и твердое мнение, что судьбой предназначено в эту пору выходцам из Иудеи завладеть миром» (Жизнь Веспасиана. 4, 5). Римский историк Тацит также сообщает следующее: «…было твердое убеждение [...] что в это самое время восток станет могучим, и правители, по происхождению из Иудеи, захватят мировое господство» (Истории. 5, 13). У иудеев, мнение которых выражает Иосиф Флавий, было верование, что «около этого времени некто из их страны станет правителем обитаемой земли» (Иудейская война. 6, 5.4).

Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним (Мф. 2, 3). Матфей употребляет очень сильный глагол, говорящий о смятении и даже ужасе. Поскольку Ирод не был чистокровным евреем, а являлся наполовину идумеянином, это давало противникам повод считать его не законным царем, а лишь узурпатором, тем более что он был ставленником Рима и не отличался строгим соблюдением заповедей закона. В глазах Матфея и весь Иерусалим предстает центром вражды по отношению ко Христу, разделяя смятение Ирода.

Тогда Ирод, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? (Мф. 2, 4). В строгом смысле слова первосвященником был только один человек, но свой титул сохраняли и прежние первосвященники, а также члены их семей; кроме того, так иногда назывались и священники, возглавлявшие дневные и недельные священнические смены, ведь в Иерусалимском Храме служило по очереди около 20 тысяч священников.

Книжниками назывались люди, занимавшиеся углубленным изучением и толкованием Писания, прежде всего, закона Моисея. Они были, как правило, из фарисеев, считались духовной элитой еврейского народа и пользовались огромным уважением. Отвечая, что местом рождения Помазанника должен быть Вифлеем, они приводят цитату из Священного Писания в подтверждение своих слов.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды (Мф. 2, 7), чтобы узнать о времени рождения Младенца и, следовательно, об Его возрасте. Свой же интерес он мотивировал тем, что сам хочет отправиться на поклонение к родившемуся Царю.

Когда же волхвы пришли к месту, где находился Младенец, а звезда остановилась над домом, где жили Иосиф с Марией, то волхвы возрадовались радостью весьма великою (Мф. 2, 10). И эти слова обращают наше внимание на их ликование, в отличие от смятения и страха Ирода и жителей Иерусалима.

И тогда волхвы, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11). На Востоке воздавали почести царям, кланяясь перед ними. Кроме того, им обязательно преподносились дары. Уже с древности в каждом из даров люди видели символ качеств, присущих Самому Христу и Его свершениям.

Золото указывало на царское достоинство Христа: Он был Человеком, родившимся, чтобы стать Царем. Но должен был царствовать не силой, а любовью; и не с высоты трона, а с Креста.

Ладан – благовонная смола, которую получали подсечкой коры ладанного дерева, а также некоторых других деревьев и кустарников. Он считался даром священнику, благовонный ладан использовали при богослужении в Храме и для жертвоприношений. Слово «панти́фекс», которое переводится традиционно как «священник», в буквальном переводе с латинского языка означает «строитель мостов». Другими словами, священник – это человек, строящий мост между людьми и Богом. Что и сделал Спаситель, предоставив людям возможность войти в самое присутствие Бога. А потому ладан указывал на Его божественность.

Смирна, или мирра, – это ароматическая смола некоторых видов деревьев, растущих главным образом в Аравии. Смирна была даром тому, кто должен был принести себя в жертву, поскольку ее употребляли для бальзамирования тела умершего человека.

Золото для царя, ладан для священника и смирна для того, кто должен умереть – такими были дары мудрых волхвов. И таким образом уже у колыбели Богомладенца Христа было предсказано, что Он будет истинным Царем и величайшим Спасителем людей.

 

А сейчас, дорогие братья и сестры, наступило время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Зачем воины давали пить Господу вино со смирною?» (Антон Крестьянинов).

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала сказать о том, что казнь через распятие существовала на Востоке долгое время и считалась самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Человек испытывал удушье и неимоверную боль от ран на руках и ногах. Мучение могло продолжаться не одни сутки. Именно поэтому смешанная с вином смирна предлагалась перед казнью осужденным на распятие как одурманивающее и отчасти обезболивающее средство. Предполагалось, что это средство облегчит муки медленно умирающих от удушья и обезвоживания на кресте людей.

По этой же причине вино со смирной было предложено и Иисусу Христу: для облегчения Его ужасных страданий. Но Спаситель отказался пить предложенное вино со смирной, решив принять смерть в самом горьком виде – в состоянии полного сознания, и явиться пред Богом в ясном уме.

Дорогие братья и сестры, если и у вас появились вопросы по Четвероевангелию, вы можете задать их в обсуждении на официальной странице телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Постараемся ответить на эти вопросы в нашей передаче.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать