31 июля. Изгнание продающих и покупающих в храме

31 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 12 – 14, 17 - 20 

 

12. И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,

13. и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.

14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

17. И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

(Мф. 21, 12-14, 17-20)

 

В первом событии сегодняшнего отрывка евангелист Матфей повествует о том, как Господь выгоняет из Иерусалимского храма торгующих. Чтобы понять его суть, надо с особенным вниманием отнестись к делу, которое совершает Спаситель. Ведь Он опрокинул столы меновщиков, продающих голубей и произнес хорошо известные нам слова «написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» . Здесь во Христе проявляются два человеческих свойства - гнев и любовь. Толкователи Писания, рассматривая этот отрывок, всегда говорят о «праведном гневе Божием». Мы не можем сравнивать себя, когда находимся в состоянии гневливости, и то состояние, которое испытывает здесь Господь Иисус Христос: Он был безгрешным, но нес в Себе следствия первородного греха. Будучи безгрешным, Он не испытывал тех греховных чувств и эмоций, которые можем испытывать мы.

Иерусалимский храм представлял собой достаточно большое сооружение и состоял из нескольких крытых дворов. Первый назывался «двором язычников», сюда мог попасть любой человек. Здесь всегда было полно народа, кипела деятельность, на Пасху, когда в Иерусалим съезжались паломники со всего света, двор был переполнен. Он назывался языческим, поскольку сюда мог войти всякий, даже не иудей. Римляне с уважением относились к Иерусалимскому храму, а римские авторы считали его даже одним из самых поразительных сооружений.

В языческом дворе проходила торговля, которая была некоей необходимостью. На Пасху и в течение месяца до нее всякий иудей должен был внести храмовый налог, при этом деньги должны были вноситься особой монетой - полсикля, не всякую монету можно было внести как храмовый налог. Поэтому здесь находились меновщики, которые разменивали их для людей, пришедших с разных концов земли с ходившими там деньгами.

Надо обратить внимание, что меновщики обменивали монеты на те, что требовались, но при этом брали некий комиссионный сбор - 1/6 от полсикля. Толкователи отмечают, что, с одной стороны, эти деньги шли на содержание храма и его величайшее убранство, но с другой, меновщики могли наживаться на людях, пришедших из дальних стран.

Также речь идет о тех, кто продавал здесь жертвенных животных. Известно, что животное, приносимое в жертву в храме, должно было быть без единого порока идля этого существовали специальные «контролеры», которые по сути браковали всякое животное, купленное вне стен храма, здесь же оно продавалось во много раз дороже. Поэтому бедный человек, приходя в храм и принося животное, которое тут же выбраковывалось, был вынужден покупать такое же, но стоившее во много раз дороже. Такие беззакония происходили во дворе язычников Иерусалимского храма, и понятно, что храмовые служители (назовем их так) покрывали этот беспорядок и наверняка имели из этого для себя большую выгоду. Потому все это и вызывает праведный гнев Господа. Однако за Его действиями скрывается высочайшая любовь и милосердие Божие: мы видим, что прогнав людей, творивших беззакония, Он не прогоняет всех, но совершает исцеления.

Во второй части сегодняшнего евангельского отрывка говорится о засохшей смоковнице. Возвращаясь в город утром, Господь взалкал и, увидев смоковницу, не нашел на ней плода. Если внимательно изучить эту ситуацию, можно увидеть, что она невероятна с двух точек зрения.

С одной стороны, здесь говорится о дереве, которое было покрыто листьями в апреле. Господь приходит в Иерусалим на празднование Пасхи, которая выпадала на 15-е апреля, а события, о которых говорится здесь, происходили за неделю до праздника. Христос начинает искать смоквы на дереве в то время, когда их в принципе не могло быть. Если открыть параллельное место в Евангелии от Марка (11 гл., 13 стих), там прямо говорится :«ибо еще не настало время собирания смокв». Как тогда понять, что здесь хочет показать Господь?

Смоковница приносила плоды дважды в году, но описанное время не было урожайным. Почему же тогда Христос совершает проклятие этого дерева? Надо понять, что в этом для нас может скрываться иной смысл. Прежде этих событий евангелист повествует о входе Господа в Иерусалим, которое было неким символическим указанием на то, ради чего в этот мир приходит Спаситель. Он въезжает в город на осленке, символизируя не войну, но мир. В истории со смоковницей Христос так же пользуется неким пророческим символом. Главный ответ на вопрос, почему была проклята смоковница, не имевшая на себе плода, заключается в том, что всякая бесплодность влечет за собой гибель. Без сомнения это образ израильского народа, образ фарисеев и учителей израильских, оказавшихся бесплодными для Бога и в состоянии погибели.

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать