Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Евангелие от Луки. Глава 2, ст. 28 - 32.
В прошлой передаче мы говорили о событии принесения Младенца Иисуса в Иерусалимский Храм после дней очищения Девы Марии и о встрече с Симеоном. В данной программе мы продолжим изучать историю этого события и начнем с пророческого гимна Симеона Богоприимца:
28. он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
29. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром,
30. ибо видели очи мои спасение Твое,
31. которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
32. свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля.
(Лк. 2, 28–32)
Перед нами третий знаменитый гимн из Евангелия от Луки, который является неотъемлемой частью ежедневного богослужения Православной Церкви.
Ныне отпускаешь – жизнь Симеона была всецело проникнута ожиданием пришествия Мессии. Теперь время ожидания подошло к концу: он увидел Мессию и может спокойно умереть. Сбылась его мечта: исполнилось обещанное Духом Святым, и он держит в своих объятиях Божественное Дитя. Настал самый главный момент жизни Симеона, которого он так долго ждал. Он преисполнен смирения и воспринимает себя не иначе как «слугу Господня», который стал свидетелем начала эры спасения человечества. Потому он преисполнен умиротворения и глубокой благодарности Богу.
Ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов – Святым Духом Симеону открыто, что Дитя, которое он держит на руках, и есть тот долгожданный Христос. Но если большинство иудеев были уверены в том, что Мессия придет только к народу Израиля, свергнув иго порабощения, то Симеон узнал в Нем Спасителя всех народов.
С вет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля – Христос станет светом для язычников, не знавших истинного Бога, а потому и пребывающих во тьме. Слова эти означают, что язычникам будет дано откровение Бога, Он осветит их, так что поверившие язычники тоже будут спасены. Также и среди народа Израиля будет явлена слава, под которой понимается ослепительное сияние, знаменующее присутствие Бога, Который даст новое откровение в Иисусе Христе.
33. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем.
34. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, —
35. и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец.
36. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет,
37. вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь.
38. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме.
(Лк. 2, 33–38)
Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем (Лк. 2, 33). Евангелист Лука в данном стихе особенно акцентирует внимание на Деве Марии как Матери Иисуса Христа, не называя Иосифа отцом. Сделано это по той причине, что в Храме Божием в момент пророческого слова Симеона мнимое отцовство Иосифа не имеет никакого значения.
Но, так или иначе, Святое семейство стало свидетелем чудесного проявления Божественной силы и откровения, чему они дивились, то есть изумлялись. Это не говорит о том, что они услышали что-то новое – таково состояние человека, соприкоснувшегося с благодатью Господней.
И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк. 2, 34–35).
Под благословением можно понимать как возложение рук Симеоном на голову Марии, так и устное пожелание благодати Божией.
Симеон видел в Богомладенце не только радость для мира, но и печаль: не все в Израиле примут Христа, так что Он станет причиной разделения и вражды. Не будет такого человека в иудейской среде, судьбу которого бы не затронули грядущие события, связанные с явлением Христа.
Да и самой Матери Божией, по словам Симеона, оружие пройдет душу. Она будет страдать и болеть душой, когда Сын Ее станет таким предметом пререканий, в особенности же когда Она будет смотреть на Его смертные мучения, которые Он будет переносить на кресте. Ощущение, которое Она получит при этом, будет настолько болезненным, будто через сердце проходит меч.
Кроме Симеона в Храме, то есть во Дворе женщин, есть еще одна свидетельница – пророчица Анна. Это имя на еврейском языке звучит как Ханна́ и означает «милость» или «благодать».
Что касается Анны Пророчицы, о ней мы знаем только то, что она дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь (Лк. 2, 36–37).
Анна была вдовой и пережила скорбь и горе, которые не только не ожесточили ее, но, напротив, лишь укрепили ее веру. Хотя по закону после смерти супруга разрешался повторный брак, Анна сохранила верность своему умершему мужу и не вступила в новый брак, согласно благочестивой традиции, которая была распространена в те времена. Ей было восемьдесят четыре года. Она состарилась, но никогда не переставала надеяться на Бога и молиться.
Анна Пророчица не отходила от храма (Лк. 2, 37). Впрочем, это вовсе не означает, что она жила в Храме: там не было места, чтобы жить. Слова эти говорят о том, что Анна проводила все свое время в Храме с детьми Божиими, участвуя в богослужениях и молитвах. Именно через такую скромную женщину Господь явил Свое пророчество о Христе людям, ожидавшим избавления в Иерусалиме (Лк. 2, 38).
А сейчас, дорогие братья и сестры, наступило время ответить на один из вопросов, которые Вы задаете в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте». Этот вопрос звучит так: «В Евангелие от Матфея есть такие строки: А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6, 7–8). Как правильно понимать значение этих слов? Ведь мы всегда просим о чем-либо в молитвах своих». (Татьяна Климова).
Этими словами Господь предостерегает от подражания язычникам, то есть многобожникам. Под словами говорить лишнего в греческом языке подразумевается слово, которое можно перевести как « бубнить » или «болтать». Среди язычников существовало убеждение, что молитвы – это род магических заклинаний, в которых важным является большое количество слов и точность их воспроизведения. А так как они верили в многочисленных богов, то и обращений к ним было множество. Римский философ Сенека язвительно говорил, что цель такой молитвы – «утомить богов» и тем заставить их стать благосклоннее.
Порицая такое многословие, Господь в то же время не запрещает продолжительных молитв и молитвословий. От нас требуется только, чтобы молитвы наши не были пустыми и бездушными, но, напротив, были искренними и сердечными.
Конечно, мы всегда просим чего-либо в своих молитвах к Господу, но очень важно осознавать следующее: мы молимся не потому, что Бог не знает наших нужд, а единственно для того, чтобы очистить наше сердце и стать достойными Божьих милостей, вступив своим духом во внутреннее общение с Богом – ведь это и есть высшая цель молитвы.
Молитва же наша должна быть непрестанной и разумной: мы должны обращаться к Богу с такими просьбами, которые достойны Его и исполнение которых спасительно для нас.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 3 мая. Великий Пяток. Воспоминание святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Преподобный Анастасий, игумен Синайской горы
Евангелие 3 мая 2024. Возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
Читаем Апостол. 3 мая 2024
Этот день в истории. 3 мая
День ангела. 3 мая
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!