Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 5, ст. 20 - 26
20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Мф. V, 20-26)
Сегодня мы слышим продолжение Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, обращенной к ученикам и народу; ей посвящена вся V глава.
Мы знаем древнюю заповедь из Декалога Моисея «не убей, а кто убьет, тот подлежит суду», но Господь расширяет ее, и в ней открывается нечто иное. Христос говорит, что «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной». Он говорит, что грех не только совершить убийство, но даже мысль о нем есть грех: мысли имеют такое же важное значение, как и деяние. Важно не только не согрешить, но и не возжелать совершить грех. Здесь открывается новое представление о грехе и о страсти как таковой. Грех может и не происходить в нашей жизни, но в сердце могут жить и бурлить страсти, производя всяческие желания и похоти.
Господь говорит, что человек будет судим не только по своим делам, но и по желаниям, которые могли и не проявляться в поступках. Эта мысль хорошо раскрывается в трудах святых отцов, где речь идет о грехе и страсти. Существует выражение, что каждый из нас может быть потенциальным убийцей, прелюбодеем или иным грешником, потому что гнев в нашем сердце может доходить до того, что мы готовы просто растерзать кого-то. И этот гнев, раздражение, всякое скверное пожелание осуждаются Богом.
Почему все эти представления так сложны для человеческого сознания и всего мира? Потому что мир не судит человека за его мысли. Хороший человек – это тот, кто совершает хорошие поступки, плохой - кто совершает поступки плохие. Все очень понятно, просто и логично. Но Господь говорит иное: очень большое значение имеют наши мысли, то, как мы думаем. Вернусь здесь к словам Христа, сказанным ранее, в 20-м стихе: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное». Слово фарисей стало синонимичным слову лицемер, это человек, внешне праведный и выполняющий различные предписания закона, но внутренне далекий от Бога.
Господь говорит: «Как вы можете любить Бога и ненавидеть ближнего? Это абсурд». Он открывает человеку неизведанную плоскость: наши мысли имеют огромное значение для нашего спасения. Внешне мы можем казаться хорошими и добрыми, и мир будет считать нас такими. Но если я всех ненавижу, готов растерзать, убить или это связано с другими страстями: похотью, сребролюбием, завистью, то я и близко не иду тем путем, который пытаюсь изобразить внешне и моя добродетель никак не являет правду. Поэтому Господь обращает наше внимание на то, что мы должны хранить разум в чистоте и трезвении. Духовная трезвость принципиальна для всех нас, потому что разум - это привязь, которая держит страсти в узде. Если разум помутнен, тогда страсти рассыплются по всему нашему человеческому естеству и нас будет не собрать.
В 23-м стихе Христос приводит такой образ: «Если ты идешь к жертвеннику и вспомнишь, что брат твой держит на тебя что-то злое, оставь этот дар и беги примирись со своим братом». Он открывает здесь фундаментальный факт: если мы не примиримся с людьми, то не сможем примириться с Богом. Этот принцип действует всегда: любовь к Богу выражается в любви к ближнему.
Господь говорит даже не о том, что если держишь что-то против брата, пойди и извинись перед ним, но если брат твой держит что-то на тебя - иди и примирись с ним скорее.
«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». Такая ситуация, когда двое идут на суд вместе, возможна, если кто-то был пойман с поличным. Человек в этом примере - а это обращено к каждому из нас - находится в очень плачевном состоянии: его все равно бросят в темницу. Так примирись быстрее с соперником, иначе будешь сидеть там, «пока не отдашь до последнего кодранта». И как ты вообще сделаешь это, если будешь в заключении?
В сегодняшнем евангельском отрывке Господь говорит нам, что прежде всего мы должны смотреть за своими чувствами, своим разумом и стараться скорее примириться с ближним, иначе никогда не дождемся примирения с Богом.
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 7 мая 2024 года
Кондак Воскресения Христова
СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная
Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя
Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!