3 августа.Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

3 августа 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 18 - 22

 

18. Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;

19. и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.

20. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21. Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;

22. и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.

(Мф. 21, 18-22)

 

Господь идет в Иерусалим в последние дни Его земной жизни и продолжает являть Своим ученикам примеры, учит их и всех нас важнейшим вещам. Святые отцы толкуют этот отрывок так: смоковница символизировала собой иудейскую Церковь, иудейский народ, который издали казался полным жизни, покрытый листьями заповедей, богослужения, жертвоприношений. Религиозная жизнь, осознание иудейским народом самого себя, его величайшая история - все это было, но когда Бог пришел к народу Своему и пожелал видеть плоды всего этого, то не нашел их. И тогда иссыхает это богоизбранничество иудейского народа.

Пример смоковницы касается каждого. Всякий человек рождается на свет с единственной целью, чтобы в итоге соединиться с Богом, стать святым, не больше и не меньше. Господь желает от нас совершенства, потому что Сам совершен есть. И всякому человеку в этой жизни в той или иной степени дается возможность богопознания. Особенно многих таких возможностей дается христианам: Господь открывает нам Самого Себя и от каждого из нас желает видеть плоды веры, избранничества. Что это за плоды? Апостол Павел говорит, что плоды Духа Святого - это кротость, воздержание, милосердие, вера, незлобие, любовь. Все это Господь желает видеть в нас. Не обрядовое исполнение чего-либо, не какой-то лишь внешний вид, а внутреннее обновленное состояние - вот чего желает Бог. Почему? Потому что это необходимо самому человеку, так как без этих плодов – правильного внутреннего состояния - он не может быть в единении с Богом. В этом смысл христианских заповедей Божиих. Не Бог ставит какие-то условия потому, что Ему это нравится, а человек должен поменяться, стать другим - в этом вся соль. Изменение, перемена, внутреннее покаяние - это сначала перемена ума: ум нужно вернуть в сердце.

Господь сказал: «Не будет впредь от тебя плодов вовек» - и смоковница засохла. Суд произошел. Святые отцы говорят, что Господь очень часто являл себя милующим, всепрощающим, но бывает так, что когда люди видят одну милость и снисхождение, они делают совершенно неправильный вывод, что это слабый человек, раз всех прощает, и значит, можно им помыкать. А здесь Господь показывает Себя как Судья, Господин всего, показывает, что Он может не только миловать, но и наказывать. Страшно: нам здесь показывается время суда.

«Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?» Они опять видят чудо: все подчиняется слову Христа и это происходит мгновенно. Каждый раз, сталкиваясь с чудесами, ученики удивляются. Их можно понять: трудно привыкнуть к чудесам Божиим или к явлениям Бога, особенно когда твое сердце горит любовью к Нему. Книжники и фарисеи ненавидят Христа, поэтому чудес не замечают и пытаются обмануть себя, говоря, что никаких чудес нет и все это обман, таким образом они все больше и больше уродовали себя.

И вот ученики удивляются, а Господь им говорит: «Истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет». Это говорится о молитве, о вере. Вера - явление, присущее абсолютно любому человеку, без веры человек жить не может: это одно из свойств человеческого ума, не рассудка, но ума. С помощью веры мы можем планировать свою жизнь, заглядывать в будущее и в прошлое, общаться друг с другом, благодаря вере, человек может стремиться к невидимому и пока еще неизведанному Богу. Но речь идет не только о таком свойстве человеческого ума. Вера может быть живой, а может быть мертвой. О мертвой Господь говорил, что и бесы веруют и трепещут; холодное, рассудочное знание о существовании Бога ничего человеку не даст. А есть вера живая - единение духа человека с Духом Божиим, это присутствие благодати Божией в человеческом сердце, когда Бог пребывает в нем незримо, но ощутимо для подвижника. И вот тогда человек, пребывая в союзе с Богом, может исполниться удивительной силы и власти. Когда человек научился подчинять свою волю воле Божией, очистил с Божией помощью свое сердце от страстей и греха, выздоровел от смертельной греховной болезни и пришел к нормальному своему состоянию, для него действительно нет ничего невозможного. Почему? Потому что чего хочет он, того желает и Бог, наоборот, чего желает Бог, того же желает и человек.

Кто-то может спросить, где же примеры, чтобы святые двигали горы или делали что-то подобное? Ответ простой: а зачем? Для чего? Какая нужда горы двигать? Можно привести такой пример: человек, доживший до 45 лет, начнет ли раскрашивать дома обои на стенах подобно двухлетнему ребенку? Наверное, нет. Не потому, что он не может это сделать, а потому, что ему это не надо, не интересно. Зачем что-то марать, чтобы потом еще очищать это? Точно также и в святости: зачем горы двигать? Это уже не интересно. Человек, который узнал Бога, одновременно узнаёт, что мир вообще не имеет никакой ценности. Мир - это пыль, тлен, тень, что-то очень быстро преходящее, которое рано или поздно исчезнет, а явится новое. И человек в Боге это очень четко понимает и не цепляется за эти вещи: будет воля Божия - сдвину горы, а просто так это не нужно, не в этом дело. Господь говорит: «Чего ни попросите с верою в молитве – получите». Просить с верой - это и есть живое единение человека с Богом внутри своего сердца.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Елена Кузоро

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 6 мая 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Бейт-Джала пасхальная

  • 6 мая 2024 г. «Первосвятитель»

    Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Светлого Христова Воскресения по окончании богослужения в Храме Христа Спасителя

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Пасхальное поздравление воспитанников воскресной школы Свято-Троицкого собора города Моршанска

  • 6 мая 2024 г. Светлое Христово Воскресение

    Воскресная школа Крестовоздвиженского храма р.п. Сосновка Тамбовской области. Литературно-музыкальная композиция «Воскресение»

  • 6 мая 2024 г. «Православная азбука» (Саратов)

    Православная азбука. Беседа с митрополитом Саратовским и Вольским Игнатием

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать