29 сентября. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония

29 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея, глава 23, ст. 23 - 28

 

23. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24. Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;

28. так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

(Мф. 23, 23 – 28)

 

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим продолжение вчерашнего отрывка из Евангелия от Матфея, где Господь обращает к книжникам и фарисеям слова « горе вам » за их лицемерие, гордыню и непочтение к Закону.

Как мы уже отмечали в прошлой передаче, Иисус Христос произносит семь заклинаний религиозной элите иудейского общества. Сегодня мы прочли последние три.

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять (Мф. 23, 23). Десятина была важным элементом иудейских религиозных норм. В книге Второзакония мы читаем: Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля твоего каждогодно (Втор. 14, 22). Также в книге Левит: И всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу; это святыня Господня (Лев. 27, 30). Десятина предназначалась специально для содержания левитов, которые должны были выполнять всю важную работу в Храме.

Все считали, что должны отдавать десятую часть главных злаков и плодов. А тмин, укроп и мята – приправы с огорода для собственной кухни, их не выращивали в большом количестве, и десятина могла составлять одно небольшое растение. Фарисеи же были столь мелочны в отношении десятины, что отдавали даже одну ветку мяты, при этом забывая другие нормы Закона.

Как отмечает Блаженный Иероним: « Итак, и в этом месте Господь обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение ».

Также Господь осуждает книжников и фарисеев за то, что они очищают внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды . Речь тут не идет о грязной посуде в нашем сегодняшнем понимании - Господь говорит о религиозной чистоте. По словам одного библеиста: «Пища и питье, находившиеся в сосуде, могли быть добыты обманом, вымогательством, воровством; они могли быть роскошными, могли служить для обжорства – все это не имело никакого значения, если сами сосуды были обрядово чистыми». Это еще один пример того, как можно преувеличивать значение мелочей и упускать из виду важное.

Последнее заклинание Христа звучит так: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).

Как и в предыдущих словах Спасителя, речь идет о нечистоте ритуальной.

Чаще всего умерших хоронили у обочины дороги. Как мы помним, всякий, прикасавшийся к мертвому телу, считался нечистым. Один раз в году, на Пасху, дороги Палестины были переполнены паломниками. Стать обрядово нечистым по пути на празднование Пасхи было бы для человека катастрофой: это значило, что он не сможет принять участие в праздновании. Поэтому у иудеев был обычай: в месяц перед Пасхой они белили все придорожные надгробные камни, чтобы ни один паломник случайно не задел их и не стал бы нечистым.

Если человек путешествовал по Палестине весной, эти надгробные камни были почти белоснежными в лучах солнца, но за ними были тела и скелеты, прикосновение к которым оскверняло человека. Вот Христос и говорит, что именно таковы фарисеи: по внешнему поведению они были очень религиозными и праведными людьми, но внутри - сердца их были бесчестны и полны греха.

Так Господь и нас учит истинности понимания веры и Закона Божиего. Мы не можем следовать только внешним аспектам религиозной практики и не обращать внимания на окружающих нас людей, их потребности и нужды. Мы должны иметь не просто благоговейный вид в обществе, а иметь благоговейное сердце по отношению к Богу и каждому человеку.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать