28 сентября. Горе вам, что затворяете Царство Небесное человекам

28 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея, глава 23, ст. 13 - 22

 

13. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

14. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение.

15. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16. Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18. Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20. Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем;

21. и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем;

22. и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

(Мф. 23, 13- 22)

 

Слова Спасителя, которые мы слышим из Его уст в сегодняшнем евангельском чтении, поистине суровы. «Горе вам», – говорит Господь, обращаясь к книжникам и фарисеям. Эти слова подобны молнии: они освещают и одновременно ударяют по лицемерию дышащего злобой на Христа привилегированного класса иудейского общества.

В данном отрывке мы читаем четыре из семи заклинаний Спасителя. В Евангелии они начинаются со слов « горе вам». В греческом это « ουαι» [уэ] – это слово трудно перевести, поскольку оно обозначает не только гнев, но и печаль. В этом слове звучит праведный гнев, но это гнев любящего сердца, разбитого упрямой слепотой людей. В этом слове не только дух жестокого осуждения, но и атмосфера острой трагедии.

Христос называет книжников и фарисеев лицемерами. Греческое слово «υποκριται» [ипокрите́], использовалось когда-то для обозначения сценической речи. Затем стало обозначать самого актера и его ремесло, а позже «притворщика», носящего «маску» и скрывающего свою подлинную натуру.

В глазах Иисуса Христа книжники и фарисеи были притворщиками, их представление о религии сводилось к внешнему, показному соблюдению правил: ношению искусных хранилищ – филактериев и кисточек, дотошному соблюдению норм и правил закона. А в сердцах их были горечь, зависть, гордыня и высокомерие. Поэтому Господь и указывает на фарисеев и книжников, говоря: затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́дите и хотящих войти не допускаете .

Преподобный Иустин (Попович) так рассуждает о словах Спасителя: «Человек становится достойным Царства Небесного, когда он на земле живет по закону неба, объявленному Господом нашим Иисусом Христом. Евангелие Христово содержит в себе закон неба; земля с Евангелием Христовым стала школой, в которой люди учатся и готовятся к жизни в Царстве Небесном. Поэтому в Церкви земля стала частью неба, между тем как небо стало достоянием земли. Поэтому в Церкви уравнены Ангелы и люди, и они составляют одно общество, один мир, одну жизнь». Но фарисеи и книжники, противостав Христу и Его Евангелию, сами не желали войти в Царство Небесное, и другим иудеям чинили препятствие.

Также Господь осуждает религиозную элиту иудейского общества за их коварное миссионерство: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас (Мф. 12, 15). Блаженный Феофилакт такими словами продолжает мысль Спасителя: «Не только иудеев развращаете вы, но и тех, кто от идолослужения обращается к иудейской вере, - так называемых прозелитов. Вы стараетесь кого-нибудь обратить к иудейскому образу жизни и обрезанию, а когда кто станет иудеем, он гибнет, заражаясь вашей порочностью». Потому что для них важно было привести прозелитов не к Богу, а к фарисейству.

Сегодня, дорогие братья и сестры, Евангелие раскрывает нам с вами ошибки религиозной жизни. Во-первых, это стремление не быть, а казаться перед людьми праведными и благочестивыми. А во-вторых, желание добиваться своего авторитета перед духовно неопытными братьями и сестрами по вере.

Но не дай Бог нам уподобиться книжникам и фарисеям. Дабы не услышать в оный час из уст Спасителя: горе вам .

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать