27 марта. Великий пост. Изучаем Священную евангельскую историю. Бегство Святого семейства в Египет

27 марта 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3

Здравствуйте, дорогие братья и сестры.

Продолжаем изучение Священной евангельской истории. Сегодня мы поговорим о бегстве Святого семейства в Египет, которое описывает на страницах своего Евангелия Матфей.

2.13. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

2.14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

2.15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

(Мф. 2, 13–15)

Хотя волхвы не встретились с Иродом и не сообщили ему, где именно находится Новорожденный, опасность не миновала. Поэтому Иосиф во второй раз получает во сне откровение: ему является ангел Господень и велит бежать в Египет, спасая Ребенка и Его Мать. Египет, некогда страна рабства и угнетения, со временем стал местом, куда бежали израильтяне, чтобы избавиться от опасности.

возьми Младенца и Матерь Его (Мф. 2, 13) – в данном Евангелии Мария больше не будет называться по имени. В древности в Израиле существовала традиция называть мать по имени сына, такое обращение было почетным.

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет (Мф. 2, 14). Возможно, он отправился в путь ночью для того, чтобы его бегство не было замечено, или же потому, что он решил исполнить повеление ангела сразу после пробуждения, не дожидаясь утра.

На протяжении столетий, когда какая-либо опасность, например гонения, делала жизнь иудеев невыносимой, они искали убежище в Египте, а потому в каждом египетском городе была иудейская колония. Именно поэтому в минуту грозившей Святому семейству опасности ангел Господень направляет их в Египет, где они могли встретить иудеев практически в любом селении.

Евангелист ничего не говорит о том, в каком селении проживало Святое семейство, пребывая в Египте, но указывает на время возвращения на родину: и там был до смерти Ирода (Мф. 2, 15). А согласно Иосифу Флавию, Ирод умер в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до н. э.

да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф. 2, 15).

Евангелист видит в возвращении Богомладенца Христа из Египта исполнение пророчества Осии, записанного в 11-й главе его книги. Пророк вспоминает прошлое, а не предрекает будущее: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11, 1). Недаром в греческом тексте Септуагинты вместо «сына Моего» стоит «детей его». Современного читателя это может смутить, но мы должны помнить, что в древности практика цитирования была не такой, как это принято сейчас: тогда контекст обычно не учитывался, важно было найти в Писании какой-то текст, в котором были нужные автору слова.

Таким образом, евангелист видит в Иисусе Христе представителя народа, в личности которого воплотился идеальный Израиль. Его жизнь есть повторение, кульминация, цель, завершение всей Священной истории.

Но вся эта Священная история начинается с трагических событий.

2.16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

2.17. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

2.18. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

(Мф. 2, 16–18)

Повеление убить мальчиков в возрасте до двух лет указывает на то, что со времени появления звезды до описываемых событий прошло уже около двух лет. Ирод, пришедший в еще большую ярость от того, что волхвы его обманули, решил покончить со своим соперником самым радикальным способом: уничтожить всех подходящих по возрасту детей.

Хотя Иосиф Флавий, не раз сообщавший в «Иудейских древностях» о массовых убийствах, совершенных Иродом, ни словом не упоминает об этом злодеянии царя, такое событие могло пройти и незамеченным. В Вифлееме и его окрестностях с населением примерно в одну тысячу человек детей мужского пола до двух лет не могло быть больше пары десятков. В своем труде «Толковая Библия» Александр Павлович Лопухин пишет: «Указание в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 000 младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайними преувеличениями, возникшими, вероятно, из желания увеличить вину Ирода. Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил ли он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае». 

Подобные трагедии в истории израильского народа уже случались, Так, в 1-й главе книги Исход повествуется о приказании убивать всех новорожденных еврейских мальчиков с целью уменьшения численности евреев в Египте. Но, согласно преданиям, фараон действовал так потому, что узнал о рождении будущего спасителя Израиля Моисея.

Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 17–18).

Евангелист вновь использует привычную ему формулу, чтобы ввести в свое повествование цитату из пророческих книг, в данном случае из слов пророка Иеремии.

Рахиль, в переводе с еврейского «овечка», была младшей дочерью Лавана, сестрой Лии, матерью Иосифа и Вениамина, любимой женой ветхозаветного патриарха Иакова. Она умерла, когда они направлялись в город Ефрафа, который также назывался Вифлеем, и была похоронена неподалеку. Знаменитая гробница Рахили в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. Это место свято как для евреев, так и для христиан.

Пророк Иеремия сообщает, что гробница Рахили находится у города Рама, который расположен примерно в десяти километрах от Вифлеема. Дело в том, что город Рама имел важное историческое значение: именно там был собран народ Израиля перед переселением в Вавилон. Таким образом, пророк соединил два события, и Рахиль стала для него олицетворением всех матерей, оплакивающих изгнание своих детей из Израиля.

Завтра, дорогие братья и сестры, мы рассмотрим историю Святого семейства после смерти Ирода Великого в продолжении великопостных циклов программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью» на православном телеканале «Союз».

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

 

 

 

 

 

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы