24 октября. Не здоровые имеют нужду во враче, но больные

24 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 27 - 32.

 

27. После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28. И он, оставив все, встал и последовал за Ним.

29. И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31. Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

(Лк. 5, 27– 32)

 

Перед нами история признания евангелиста Матфея. Она нашла свое отражение не только у Луки, но и у Марка и самого Матфея. Только, как замечает византийский богослов Евфимий Зигабен: «Лука и Марк из почтения к соученику опустили известное его имя, назвав его Левием, потому что и так его называли. Сам же Матфей открыто признается, что был мытарем, так как и Христос не стыдился его».

Самыми ненавистными людьми в Палестине были сборщики налогов. Палестина была под игом римлян, а мытари находились на римской службе, и поэтому на них смотрели как на предателей и изменников.

Римляне обычно отдавали сбор налогов на откуп. Они устанавливали определенную сумму налога для каждого района, а потом давала право взимать его тому, кто предложит наибольшую цену. Если откупщик в конце каждого года вносил в римскую казну установленную сумму, он имел право оставлять себе всё, что мог собрать сверх этой суммы. А вследствие того, что не было ни газет, ни радио, ни телевидения, ни каких-либо иных способов информировать население, простой народ не имел ни малейшего представления о том, какую сумму в действительности нужно было платить.

Налоги же взимались практически со всего: за пользование главными дорогами, гаванями, рынками. Нужно было платить за повозку и даже за впряженное в нее животное. Сборщик налогов мог остановить кого угодно на дороге, заставить распаковать поклажу и требовать уплатить пошлину за всё, что ему вздумается. Если человеку нечем было платить, сборщик часто предлагал ему деньги под грабительские проценты и запутывал его еще более в свои сети.

Люди ставили мытарей наряду с грабителями и убийцами. Им запрещали вход в синагогу. Один римский писатель упоминает, что видел однажды памятник честному сборщику налогов. Честность среди мытарей была столь редким явлением, что ему воздвигли памятник. И тем не менее Господь призвал Матфея, сборщика налогов, стать Его учеником.

Священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский, пишет: «Как просто, как решительно! Грешник мытарь Левий едва лишь услышал призыв Христа, бросает без раздумья все, чем он жил... Бросает обеспеченное положение и уходит за Господом, как добровольный нищий. Какая решительность».

Многих в свое время смущал и заставлял сомневаться в подлинности истории тот факт, что Матфей, будучи мытарем, в одно мгновение оставил все и последовал за Христом. Об этом пишет Александр Павлович Лопухин: «Порфирий и Юлиан говорили, что со стороны мытаря неразумно было следовать за «каким-то», призывавшим его, человеком. Но это возражение опровергается тем, что Матфей мог слышать как прежнее учение Христа, так и видеть Его чудеса и таким образом мог знать Его гораздо раньше своего призвания».

Да и то, что после призвания, Матфей устраивает пир, говорит о том, что дело не во времени, так как пир в одно мгновение приготовить невозможно, а в осмысленности своего призвания. Он приглашает своих коллег – мытарей, чтобы познакомить их с Иисусом Христом и тем самым поделиться радостью от встречи с Господом.

Но вновь мы видим возмущение книжников и фарисеев. Они никогда не имели бы общение с мытарем. Поэтому и вопрошают учеников Христа: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? (Лк. 5,30). На что Господь дает им превосходный ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Лк. 5,31).

Иисус Христос указал, что каждому больному человеку нужен врач, и именно такие, как Матфей и его друзья больше всего нуждались в Нем.

Хорошо было бы, если бы мы, дорогие братья и сестры, научились смотреть на грешника не как на преступника, а как на немощного, больного человека. Если бы мы научились видеть в человеке, совершившем ошибку, не того, кто заслуживает презрения и осуждения, а того, кому нужна помощь и любовь, чтобы найти правильную дорогу ко спасению.Помогай нам в этом Господь.

 

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать