23 июля. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее

23 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 16, ст. 24 - 27

 

24. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною,

25. ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

26. какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?

27. ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его.

28. Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем.

(Мф. 16, 24-28)

 

Господь общается апостолами, которых уже предупредил, чтобы они не говорили народу особенно много о том, что Он есть Христос. Не потому, что это будет неправдой, а потому что в данный момент люди не пойдут дальше, чем они способны продвинуться в плане веры и богообщения. Господь знал состояние людских сердец и готовил своих учеников к тому, чтобы они потом вернулись к роду человеческому и уже тогда постарались донести до людей весть о том, что пришло спасение: Бог стал человеком.

По словам Макария Великого, «всякий человек может стать Богом по благодати». Для этого нужно сначала просто захотеть этого, пожелать перемен, изменения, принципиально другой жизни. В этом смысл покаяния, ведь покаяние – это не только сожаление о содеянных грехах, но и вообще о своем состоянии, это жалость человека о суетной жизни, которая ему ничего не дает, о том, что «все суета сует и нет ничего нового под солнцем», все проходит, меняется, нет ничего постоянного. Действительно, всякий ищущий умом и сердцем, не может этого не осознавать. Покаяние – это желание перемен, настоящего изменения. Бог готов это дать человеку – вот почему это принципиально важно. Он не дает нам в этом плане спасения до того момента, пока мы действительно не будем жаждать его как самого главного. Господь говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5, 6). Насыщение происходит, лишь когда есть великий голод и великая жажда правды, святости, чистоты, настоящего, перемен. Пока этого нет, то чего бы человеку ни дали, он этого не заметит, не оценит, отложит «на потом», и самое главное – не будет это использовать.

Конечно, все это касалось в первую очередь самих апостолов: они были обычными людьми, привыкшими к обычной жизни. Несомненно, в их жизни наступили перемены: пришел Тот, Кто открыл им путь к Небу, к новому. Но и им было нелегко отказаться от привычных идей, мечты о том, что народ иудейский должен быть великим народом. Всякий народ, национальность, государство мечтает о таком, так или иначе помнит своих героев, великие моменты истории, помнит и ждет особых перемен, возрождения и прославления чего-то. Но это не то, что желает дать нам Бог и чего Он ждет от нас.

Господь говорит Своим ученикам: « Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Для того чтобы жить новой жизнью, нужно умереть или быть готовым умереть для старой, порой в прямом смысле. Невозможно разменивать себя. Господь сказал, что нельзя одновременно служить Богу и маммоне, человеческое сердце не способно разделиться: нельзя быть и в ветхом, и в новом состоянии одновременно – это невозможно. Если хочешь быть с Господом, откажись от того, что мешает тебе быть с Ним, умри буквально. Конечно, здесь идет речь и наших страстях и грехах, но эту мысль можно распространить и на всю нашу жизнь. Бог ожидает от человека стремление к святости и готов давать ее, готов дать человеку возможность соединиться с Ним. Нужно лишь, чтобы ничто не мешало этому единению.

«Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее». То есть тот, кто жалеет себя, болеет нерешительностью, излишней привязанностью к земным вещам и удовольствиям, зрелищам, мнениям, зачастую ненужным знаниям. Рано или поздно (чаще всего рано) вся земная деятельность прекратится, и все, к чему человек стремился здесь, здесь и останется, а сам он – не останется. В этом случае можно сказать, что человек потерял свою душу, потому что не приобрел главного – Бога и не сделал себя способным к единению с Ним. Такой человек подобен мертворожденному младенцу: он есть, но не способен жить.

«Кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Это именно желание новой жизни. Когда рождается младенец, то, наверное, можно сказать, что одновременно для него наступила смерть: он умер для своего внутриутробного состояния. Ему там было хорошо, комфортно, но нужно идти дальше, и он умер для этого, а если бы стал цепляться за свое прежнее состояние, тогда погиб для новой жизни.

«Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Здесь, конечно, иносказание, преувеличение, потому что весь мир приобрести невозможно. Но наши страсти настолько безумны, настолько ненасытны, что если человеку дать возможность, он не остановится, будет все больше и больше пытаться ублажать свои страсти и находить все больше оправданий этому. Весь мир не стоит одной души человеческой. «Какой выкуп даст человек за душу свою? » Абсолютной никакой!

«Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его». Бог предупреждает нас о том, что будет в нашей жизни. Это случится и с богатым, и с бедным, и с великим, и с забытым - абсолютно со всеми. Конец у всех будет один. Как ты встретишься с Богом, что будет с тобой?

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». Святые отцы толкуют эти слова таким образом: Господь говорил, что Царство Сына Человеческого, Царство Божие есть Воскресение Его. Апостолы действительно были свидетелями Воскресения и Вознесения Христа, схождения Духа Святого и явления Церкви в мире – все это и есть Царство Господа нашего. Все это произошло и все слова исполнились.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания хотя бы по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать