23 января. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

23 января 2020 г.

Аудио
Скачать .mp3
Евангелие от Марка. Глава 10, ст. 17–27.

10.17. Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

10.18. Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.

10.19. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.

10.20. Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.

10.21. Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.

10.22. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

10.23. И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

10.24. Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!

10.25. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

10.26. Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?

10.27. Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.

(Мк. 10, 17–27)

 

Сегодня Святая Церковь чтит память святителя Феофана Затворника, предлагая для нашего рассуждения отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 10, 9–16), а также рядовое чтение из Евангелия от Марка.

История события, о котором идет речь в сегодняшнем евангельском чтении, встречается у Матфея, Марка и Луки, но с небольшими отличиями. Так, к примеру, Матфей указывает, что вопрошавший был юношей (см. Мф. 19, 20); Лука указывает на него как на некоего начальствующего (Лк. 18, 18); Марк никак не описывает этого человека, зато дает детальное описание встречи: когда Христос выходил в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную (Мк. 10, 17).

Святитель Феофан Затворник, память которого мы сегодня празднуем, так рассуждает: «Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все – и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи – другое, ессеи – свое, самаряне – свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей?»

Обращение «Учитель благий» было несвойственно иудейской традиции. Фарисеи говорили: «Благ только закон». Господь же указывает, что подлинное благо исходит только от Бога. Многие толкователи Священного Писания, разбирая данный рассказ в описании Матфея и Луки, указывают на открытую и, отчасти, коварную лесть этого юноши по отношению к Господу.

Но в описании апостола Марка этот юноша предстает человеком искренним, молодым, переполненным чувством энтузиазма, желающим постичь тайну вечной жизни. Именно поэтому Марк добавляет, что Иисус, взглянув на него, полюбил его (Мк. 10, 21).

На это указывает и Евфимий Зигабен, византийский богослов XII века: «Это не был испорченный юноша, как некоторые говорят, иначе Иисус Христос не полюбил бы его, взглянув на него, как сказал Марк. В других отношениях он был хорош и сильно желал достигнуть вечной жизни, но терние любостяжания портило плодоносную почву его души».

При всей горячности этого молодого человека и его стремлении к вечной жизни с Богом одно мешало ему следовать за Христом – его богатство. Когда он услышал от Спасителя повеление раздать свое состояние бедным и стать нищим учеником Проповедника Царства Божия, это смутило его, и он отошел с печалью (Мк. 10, 22).

Когда юноша отошел, Господь сказал, глядя на учеников: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! (Мк., 10, 23). В греческом тексте употреблено слово «χρήματα» [хримата], переведенное как «богатство». Аристотель определил это слово так: «Все те вещи, стоимость которых измеряется монетами».

Мы можем удивиться, отчего эта фраза так поразила учеников. А изумились они потому, что Иисус совершенно переворачивал установившиеся иудейские нормы. Мораль широких масс иудеев была проста: они считали, что процветание и успех в делах – хороший признак: если человек богат, значит Бог удостоил и благословил его. Богатство служило доказательством отличного характера и расположения Божия.

Иудеи полагали, что чем богаче человек, тем вероятнее он войдет в Царство Божие. Поэтому Спаситель повторил Свое утверждение немного в измененной форме: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Мк. 10, 24–25).

Человек, имеющий богатство, обладает возможностью познания мира. Его ресурсы ограничиваются лишь его капиталом. Но порой эти познания – лишний груз ума, который засоряется внешними, наносными знаниями, скрывающими истину Божию. Молодой человек из сегодняшнего евангельского отрывка ищет правду Божию, но он не может отделить себя от своих приобретений, от своего комфорта и поэтому похож на навьюченного верблюда, который не может протиснуться в узкие врата Царства Божия.

Так или иначе слова Спасителя, дорогие братья и сестры, открывают нам истину: человек, доверяющий лишь себе и своему богатству, никогда не может обрести спасение. Только следование за Христом по пути любви и сострадания приводит человека в жизнь вечную.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать