22 апреля. Ответы на вопросы телезрителей

22 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
 

Продолжаем отвечать на вопросы, заданные вами в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».

 

Один из вопросов звучит так: «В Евангелии от Луки, в 23-й главе есть такие строки: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Как правильно понимать слова Спасителя?» (Евгений Дубовик)

Повествуя о шествии Христа на Голгофу, евангелист Лука говорит, что за Христом шло великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем (Лк. 23, 27), понимая, что Он является невинной жертвой злобы врагов. Именно к ним и обращается Господь, говоря о предстоящем разрушении Иерусалима, когда страх от осады города римскими войсками заставит матерей оплакивать своих детей и завидовать бесплодным, когда люди с отчаяния захотят провалиться сквозь землю и сами будут искать себе смерти, испытывая ужасный голод, прося, чтобы окружающие Иерусалим горы и холмы пали на город, покрыли их, дабы прекратились их страдания.

Поясняя, почему жители Иерусалима должны ожидать себе такой ужасной судьбы, Господь говорит: Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? (Лк. 23, 31) . В этих словах Христос под зеленеющим деревом подразумевает Себя и Своих последователей, которые, видя исполнение Его пророчеств, покинут Иерусалим и спасут свои жизни, а сухим деревом называет неуверовавших иудеев, которые будут истреблены римлянами.

 

Следующий вопрос таков: «Подскажите, как понимать, что Иисус Христос запрещает исцеленным говорить о Нем как о Сыне Божием?» (Ольга Холод)

Одной из причин того, что Господь запрещал разглашать о совершенных Им чудесах, является Его смирение: Сын Божий, умалив Себя и принимая образ раба для нашего спасения, не хотел идти по земле путем славы. Дело в том, что миссия Спасителя заключалась в проповеди Царствия Божия, покаяния и пути спасения. Но, видя Его чудеса, люди начинали приходить к Нему только за второстепенным: за физическим исцелением, в то время как Он желал даровать им не только физическое исцеление, но, что главное, исцеление пораженных грехом сердец. Слава же Его как чудотворца могла способствовать усилению в народе ненужных, мечтательных представлений о Царстве Мессии, с которыми Господь боролся. Спаситель также запрещал и окружающим разглашать увиденное, чтобы избежать возбуждения народа и еще больше не вооружать против Себя фарисеев.

 

Следующий вопрос звучит так: «Что означает Царство Небесное внутри нас?» (Лидия Малий)

Словосочетание Царство Небесное встречается только в Евангелии от Матфея. Другие евангелисты говорят о Царстве Божием. Евреи из благочестивых побуждений избегали употребления имени Бога и заменяли его разными описательными оборотами: Небо, Великий Царь, Господь и другими.

Царством Божиим называется действие благодати Святого Духа в уверовавшем в Иисуса Христа человеке. Царство Божие есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, то есть воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. Но в этом веке Царство Божие не приходит внешним образом, то есть оно не является внешним, земным подобно мирским царствам, а обретается внутри человека, в его душе, являясь внутренним, духовным царством. Об этом Христос сказал так: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 20–21).

Царство Божие в человеке есть пребывание Бога внутри любящего Его человека. Силой, созидающей Царство Божие в человеке, является благодать Святого Духа. Святые отцы назвали саму благодать Святого Духа Царствием Божиим. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Подвизайтесь стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа».

Для стяжания благодати Святого Духа необходимы: христианский подвиг, обнаруживающий решимость человека жить в Боге; стремление исполнять волю Божию; великая сила любви и желание послужить ближнему своими богоугодными делами.

 

Следующий вопрос звучит так: «Вопрос по Евангелию от Иоанна, глава 4, стихи 23–24. Кто они – «истинные поклонники», и что значит «поклоняться в духе и истине»? (Сергей Миронов)

23. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

(Ин. 4, 23–24)

Это из беседы Христа с самарянкой. Данными словами Христос говорит о том, что наступает время, когда иудаизм потеряет свое право считаться единой истинной религией, к которой должны обращаться взоры всего человечества. Спаситель характеризует эту наступающую эру как время, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин. 4, 23). Истинными поклонниками Он называет тех, чье богопочитание не формально, а разумно. Слово дух обозначает здесь противоположность плоти и всего, что имеет плотской, ограничивающий свободу духа, характер.

У иудеев и самарян было представление, что успешность молитвы зависит от внешних условий, главным образом, от места, где совершается богослужение. Христос указывает, что скоро этой связанности человека с местом уже не будет: люди везде, во всех местах земного шара будут приносить поклонение Богу.

Александр Павлович Лопухин пишет: «Богу угодны именно те, кто кланяется Ему “в духе”, кто стоит выше привязанности к одному определенному месту, угодны потому, что Сам Он “есть Дух” , Существо, стоящее вне всяких границ времени и потому близкое всякой ищущей Его душе».

Но нужно понимать, что Христос не выступает против богослужения вообще, не отрицает необходимости известными внешними способами выражать свои чувства пред Богом. Даже в данном тексте, говоря о будущем поклонении Отцу, Он употребляет такой глагол, который обозначает именно склонение человека на землю, то есть внешнее выражение молитвенного чувства.

 

К сожалению, дорогие братья и сестры, Великий пост подходит к концу и это была последняя передача, в которой мы могли разобрать интересующие вас вопросы. Искренне прошу прощение, что не смог ответить на все заданные вопросы, но обещаю, что постараюсь учитывать их при составлении комментариев к ежедневным евангельским чтениям, когда это будет уместно.

Будем молиться, чтобы и следующим Великим постом Господь сподобил нас продолжить изучение Священной Евангельской истории и интересующих вас вопросов. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать