Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 6, ст. 22 - 33
22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Мф. VI, 22-33)
Идея, которая открывается нам с самого начала сегодняшнего праздничного евангельского отрывка, настолько проста, что понятна даже ребенку. Господь говорит: «Светильник для тела есть око», то есть глаз - это «окно», через которое свет проникает во все тело. От состояния, в котором находится окно, зависит, какой свет проникает в комнату. Если окно не разбито, ничем не заставлено, чистое, то свет заливает комнату, освещая каждый ее уголок. Если, напротив, окно замерзло или грязное, темное, разбитое, свету трудно проникать в комнату, и она не будет освещена. Так же и наша душа, и сердце, если они загрязнены всякими грехами и страстями, благодати Божией очень трудно проникнуть в человеческое сердце. «...Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» Если ты даже свет не можешь принять, то какова будет тьма?
Далее Господь говорит, что невозможно служить двум господам: «Не можете служить Богу и маммоне». Здесь идет разграничение вещей духовных и материальных. В основе учения Христа о материальных ценностях лежат три важнейших принципа, на которые мы должны обратить внимание. Первый состоит в том, что в конечном счете всё принадлежит Богу: мы ни о чем не можем сказать: «вот это - моё». Мы ничего не можем сотворить - всё, что у меня появляется в этом мире, дает мне Бог и принадлежит Ему.
Второй принцип заключается в том, что материальные вещи всегда намного ниже самого человека, то есть люди всегда важнее. Когда Господь идет, как нам кажется, вразрез с фарисеями в вопросе о субботе, на самом деле у Него нет желания поступать против закона, но Он пытается донести очень простую истину: человек важнее всего внешнего, материального, и даже обряд и закон не могут быть важнее самого человека, его жизни.
Третий принцип - богатство, материальные ценности всегда играют второстепенную роль. В Священном Писании мы не найдем слов о том, что деньги - зло. В Первом Послании апостола Павла к Тимофею, в VI главе, 10 стихе говорится о том, что корень всех зол есть сребролюбие. То есть зло проистекает не от внешнего, но от внутреннего состояния человека: к чему мы прилепляемся. Отсюда следует вывод, что ни богатство не пагубно, ни бедность не спасительна, важно правильное приятие того, что у нас есть. Необходимо понимание, что если мы обладаем какими-то материальными благами, нам дана огромная ответственность, чтобы употребить их во благо и не навредить себе и своей душе. Так же, как и другие качества и таланты, которые у нас есть, мы можем употребить во благо, на пользу себе и окружающим людям, а можем во вред и во зло.
Далее Христос дает назидание о том, что не стоит заботиться о своей жизни так, как это обычно делает человек. Принцип, который преподает здесь Господь, в сочетании благоразумия, предусмотрительности, безмятежности и доверия. Он приводит в пример, казалось бы, детские вещи: вот птицы, вот лилии, посмотрите на них и не думайте, что Господь оставит вас. Здесь Он говорит не о том, что птицы не трудятся и живут, как им хочется. Как кто-то отметил, никто не «работает» столько, сколько воробей, чтобы «заработать» себе на жизнь. Христос имеет в виду, что птицы и цветы не беспокоятся и не волнуются, - в этом суть. Почему так легко входят в доверие люди, которые якобы могут предсказывать будущее? Потому что человек всегда хочет узнать, что его ждет; это напряженное ожидание будущего приковывает нас к материальным вещам и мы забываем о том, к чему нас призывает Бог и на что мы вообще нацелены. Человек всегда хочет видеть безопасность, надежность, и эти вещи мы заготавливаем на будущее. Наша задача не в том, что мы не должны работать или трудиться, а в том, чтобы не было этого напряжения, чтобы мы помнили, что Господь позаботится о нас.
«Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». Этот яркий, «красочный» стих всегда должен звучать в нашем сердце. Надо выстроить приоритеты в своей жизни, по крайней мере, постараться как-то уладить и направить это, и Господь поможет. Чтобы это совершалось в нашей жизни, требуется крепкая вера. Нам надо постоянно молиться, для того чтобы Господь помогал и устроял нашу жизнь. Нам необходимы доверие, безмятежность, предусмотрительность и благоразумие - вот четыре жизненных принципа, на которых должна выстраиваться наша жизнь, чтобы мы достигли того, к чему идем.
Еще раз процитирую эти великие слова Христа: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».
Священник Даниил Рябинин
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
У книжной полки. Пасхальные стихи русских поэтов
Этот день в истории. 8 мая
День ангела. 8 мая
Церковный календарь 8 мая. Икона Божией Матери Касперовская
Евангелие 8 мая. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!