21 июля. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее

21 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 10, ст. 38 - 42; глава 11, ст. 27 - 28

 

10:38. В продолжение пути их пришел Иисус в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

10:39. у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

10:40. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

10:41. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

10:42. а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

11:27. И было: когда Он говорил это, некая женщина, возвысив голос из толпы, сказала: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.

11:28. А Он сказал: еще блаженнее слышащие слово Божие и соблюдающие его.

(Лк. 10, 38-42; 11, 27-28)

 

Господь приходит в Вифанию в дом Марфы и Марии. Читая Евангелие, мы неоднократно слышим об этих сестрах, знаем, что у них был брат Лазарь, с которым Господь имел дружеские отношения. Нам неизвестны подробности жизни этих людей, ведь Священное Писание не является учебником истории, это не биографическая повесть. Бог открывает нам через Евангелие то, что касается нашего спасения и может научить нас и провести по пути изменения. Читая Евангелие, мы должны задавать себе вопрос: «Что Господь желает открыть мне сегодня и, соответственно, что Он хочет от меня, как я должен отреагировать, как должен поступить?»

Господь с учениками пришел в дом Марфы, и та приняла их. Это очень хороший пример гостеприимства, дела любви. В жизни есть добрые, нужные слова, но очень часто нам не хватает дел. Именно христианство дало миру, человеческой цивилизации понимание того, что нужны дела любви, милосердия, сострадания, должна быть настоящая забота о ближних: не только о собственных родителях, а обо всех людях. Потому что ближний – это всякий человек, нуждающийся в твоей помощи. Это в течение 2000 лет изменило людей. Бывает, спрашивают: «Что дают Церковь, Евангелие, христианство?» Нужно быть слепым, чтобы не видеть и не понимать этого, или быть человеком, совершенно не знающим и не имеющим возможности сравнить, как жили люди 2000 лет назад и сейчас. Мы не стали, к сожалению, намного добрее: человек – больное существо, но, тем не менее и закон, и отношение к жизни - все это постепенно менялось и меняется.

У Марфы была сестра « именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его». Святые отцы говорят, что история с Марфой и Марией отражает два способа богоугождения, отношения человека к Богу: путь деятельный и путь созерцательный, путь внешней добродетели и путь умной молитвы, внутреннего состояния. На примере Марфы и Марии мы можем видеть, как один путь отличается от другого, при этом отцы Церкви подчеркивают, что деятельный путь всегда лежит в начале.

Марфа заботится о большом угощении, она исполнена желания сделать все правильно , и, конечно, честь ей за это и хвала, но всякая внешняя деятельность забирает много внимания, сил и не может не рассеивать человека, не похищать его внутренние силы. В определенный момент Марфа устает от этой деятельности и обнаруживает, что Мария ей не помогает. Она приходит ко Христу с неким упреком: «Господи, неужели Тебе нужды нет? Ты же видишь, что моя сестра сидит рядом с Тобой, а могла бы помочь мне в домашних заботах. Почему Ты ей не подскажешь, ведь так дела пойдут быстрее и, наверное, будет лучше: скорее всех накормим и все порадуются».

Это правильно, но в том случае, если мы забудем, Кто находится в ее доме. Бог приходит в дом Марфы и Марии, Бог, желающий спасения человека и его соединения с Собой. Соединение человека с Богом возможно и абсолютно реально, но оно должно быть в первую очередь духовным. Человеческий дух в какой-то степени родственен Духу Божиему, как говорят отцы, именно в нем находится образ Божий. Для того чтобы было духовное соединение, необходимо внутреннее сосредоточие, внимание. Нужна внутренняя тишина, для того чтобы услышать Бога. Мария избирает для себя именно этот вид деятельности – внутреннее созерцание.

Она приходит, садится у ног Христа, слушает Его слово, и в этот момент для нее действительно наступает Царство Божие на земле - внутри нее. В этот момент она уподобляется Петру, Иакову, Иоанну, которые были со Христом на Фаворе и от радости не желали покидать это место. Для них перестал существовать весь остальной мир, когда они увидели духовными очами Христа во славе. Так Мария находится рядом с Богом, пришедшим в их дом - она не может в данный момент заботиться о каких-то внешних делах, а Марфа вся находится в заботах и не может думать о Том, Кто перед ней.

Святые отцы говорят, что есть два вида служения: созерцательное – высшее и деятельное - низшее, деятельное всегда должно приводить к созерцательному. Господь поправляет: « Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом». То есть многого в твоей деятельности и не нужно, хорошо, что тебе хочется угодить, но это не навсегда. Дальше Он говорит, что Мария избрала благую часть – внутреннее единение с Богом, и это не отнимется от нее, потому что это самое главное и то, что будет с человеком всегда: и по эту сторону вечности, в земной жизни, и по ту сторону, в посмертной участи. А деятельность Марфы имеет ограничения.

Деятельное благочестие всегда имеет некие рубежи. Например, пост – это замечательная добродетель, но мы понимаем, что не все могут поститься одинаково в силу болезни и слабости. Великое дело – содержать нищих, немощных , но не у всех есть такая возможность. А вот внутреннее делание доступно любому - важно только его правильное понимание и усилие - и всегда остается с человеком.

Некая женщина восхваляет Мать Господа нашего и говорит: «Блаженна родившая Тебя, вскормившая и воспитавшая!» Она, несомненно, права, но одно лишь участие в деле воплощения Бога Слова не делает Богородицу Той, Которую мы восхваляем как Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, Владычицу Неба и земли, Царицу ангелов. Господь далее говорит: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его». Здесь для всех нас открывается путь к этому состоянию, к святости. Пресвятая Богородица, как никто, знала слово Божие, жила по нему, и мы все можем брать с Нее пример в этом.

Напоминаю всем нам о необходимости ежедневного чтения Священного Писания хотя бы по одной или две главы. Благословение Божие да пребудет со всеми нами!

Священник: Анатолий Куликов

Расшифровка: Анна Солодникова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать