Аудио |
|
Скачать .mp3 |
21.28. А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.
21.29. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.
21.30. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.
21.31. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,
21.32. ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.
(Мф. 21, 28–32)
Продолжая разговор с первосвященниками и книжниками и желая, чтобы они произнесли приговор сами над собой, Господь рассказывает им притчу о двух сыновьях. У одного человека было два сына, которых он отправил на работу в своем винограднике. Первый сын ответил: не хочу; а после, раскаявшись, пошел (Мф. 21, 29). Слова этого сына не согласовались с делом: он ответил отцу отрицательно и даже грубо. Но потом переменил свое намерение, почувствовав свою вину в том, что не послушался отца, и, не сказав ни одного слова об этом, отправился работать в виноградник. Второй же сын согласился со всем, что ему предложено, но исполнять не стал, сказав: иду, государь, и не пошел (Мф. 21, 30).
Преподобный Иустин (Попович) пишет: «В притче Спасителя под человеком подразумевается Бог; под первым сыном – мытари и вообще грешники; под вторым сыном – фарисеи; под виноградником – Церковь Божия; под работой в винограднике – любой труд, которым входят в совершение заповедей Божиих, святых добродетелей и святых таинств Божиих. Первый сын означает грешника, который вначале относится отрицательно к Евангелию, к Церкви, но раскаивается и с ревностью работает в винограднике Божием. Второй же сын означает гордых и превозносящихся грешников, которые только языком твердят, что хотят работать, а душой и жизнью отрекаются от труда в винограднике Божием, труда над своим спасением, над своим обóжением».
На требования Божии грешники самой свой жизнью поначалу отвечают: «Не хочу», – но потом каются, как покаялись мытари и блудницы после проповеди Иоанна Крестителя, и начинают исполнять волю Божию. Фарисеи же и мнимые праведники, напротив, сначала говорят: «Иду», – то есть на словах как будто исполняют волю Божию, а на деле – не принимают проповеди Господа о покаянии.
Некоторые толкователи под образом первого сына понимали также языческие народы, которые обратились ко Христу и пошли за Ним, когда их коснулась христианская проповедь.
К примеру, святитель Иоанн Златоуст замечает: «Христос опять притчами обличает иудеев, намекая как на неповиновение их, так и на покорность отверженных прежде язычников. Здесь под двумя сыновьями разумеется то, что случилось с язычниками и иудеями. Первые, не давая обещания в послушании и не слышав закона, самым делом оказывали повиновение; а последние, хотя говорили: все, что сказал Господь, исполним [и будем послушны] (Исх. 19, 8), на деле не оказывали покорности закону».
Не поняв смысла притчи, любопытствующие, на вопрос Господа: Который из двух исполнил волю отца? (Мф, 21, 31), – ответили, что первый сын. Тогда-то Господь и раскрыл им значение притчи: мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие, ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему (Мф. 21, 31–32).
Александр Павлович Лопухин поясняет: «Господь прилагает ответ начальников к их собственному поведению путем противопоставления. Они сказали, что исполнил волю отца сын, который, сначала не желая идти, потом пошел в виноградник. Но Креститель пришел как проповедник праведности, призывая людей идти в виноградник Божий путем покаяния, и они не вняли его проповеди. В этом отношении они походили на первого сына притчи, который сказал: не пойду. Но, несходно с ним, они после не раскаялись и не повиновались зову Крестителя. С другой стороны, мытари и блудницы были также похожи на первого сына, но они изменили свои мысли, когда Иоанн проповедовал, и повиновались его зову. Таким образом, мытари и блудницы идут вперед в Царство Божие».
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют о том, что Господь пришел дать каждому человеку возможность новой жизни: жизни с Богом, единения с Ним. Но для этого нужно лишь самому пожелать этой перемены, прилагая к тому необходимые усилия и труд. Какого же труда Бог ожидает от человека? Перемены внутреннего мира, внутреннего покаяния и исправления. Господь призывает каждого из нас к очищению от всякого греха и соделыванию своего сердца храмом Божиим, дабы Любовь Христова одухотворила нашу жизнь.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!