Аудио |
|
Скачать .mp3 |
5.20. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
5.21. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
5.22. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
5.23. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,
5.24. оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.
5.25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;
5.26. истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Мф. 5, 20–26)
Не раз, дорогие братья и сестры, Господь цитировал закон из книг Священного Писания. Но делал Он это не с целью подтвердить Свои слова, но для того, чтобы указать на неправильность понимания иудеями данного Богом, то есть Им Самим, закона. И это было непривычно для иудеев, которым на протяжении всей их жизни знатоки закона, книжники и фарисеи, внушали непоколебимость закона и важность исполнения всех его предписаний. Господь неоднократно осуждал поведение книжников и фарисеев, учение и поступки которых вступали в противоречие с волей Божией. И потому, научая апостолов не уподобляться законникам, Христос обращается к ученикам словами: говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5, 20).
Епископ Михаил (Лузин) пишет: «Праведность книжников и фарисеев была по большей части ложная, мнимая, кажущаяся и не имела характера истинной праведности. Основание истинной праведности, как ветхозаветной, так и новозаветной, или оправдания пред Богом, есть вера во Христа Спасителя. Но позднейшие иудеи, и особенно руководители их – книжники и фарисеи, до того унизили и убили дух веры, что извратили самое понятие о Мессии Спасителе, и вследствие этого их праведность не имела самого основания истинной спасительной праведности».
В наставление Своим ученикам Господь дарует удивительные для иудеев нормы жизни: Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (Мф. 5, 21–22). Таким образом, Господь научает, что мысли имеют такое же важное значение, как и дела человека, и что недостаточно просто не согрешить, а важно и нужно не возжелать совершить грех. Ведь человек будет судим не только по делам, но еще более по своим помыслам.
В греческом языке есть два слова, означающие гнев. Во-первых, слово θυμός [фумос], смысл которого греки характеризовали как пламя, пожирающее сухую солому. Это гнев, который быстро вспыхивает и так же быстро угасает. Во-вторых, οργή [орги], который и употребляется в тексте сегодняшнего евангельского чтения и характеризуется как закоренелый гнев. Это давний гнев, который человек подпитывает, держит теплым, постоянно возвращаясь к нему в мыслях.
Святитель Иоанн Златоуст указывает, что Господь Своими словами «не устраняет гнев совершенно: во-первых, потому, что человек не может быть совершенно свободен от страстей; он может сдерживать их… во-вторых, потому, что страсть гнева может быть и полезна, если только мы умеем пользоваться ею в надлежащее время. Когда же бывает приличное время для гнева? Тогда, когда мы не за себя самих отмщаем, но обуздываем дерзких, и обращаем на прямой путь беспечных. А когда гнев неуместен? Тогда, когда мы гневаемся, чтобы отмстить за самих себя».
кто же скажет брату своему: «рака́», подлежит синедриону (Мф. 5, 22). Значение слова «ракá» нам не известно. Иоанн Златоуст считал, что это некая форма пренебрежения, а блаженный Иероним перевел это слово как «пустой». Так или иначе, если человек оскорбляет брата своего, то подлежит синедриону, то есть внешнему суду. а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной (Мф. 5, 22). Греческое слово «μωρέ» [морэ], переведенное как «безумный», тоже вызывало немало разночтений у толкователей.
Александр Павлович Лопухин пишет: «Каково именно точное значение μωρέ, трудно сказать. Лучшее объяснение этого слова и следующего за ним наказания в том, что здесь разумеется гнев на брата за его религиозные мнения, который, само собою разумеется, уже не подлежит светскому суду».
Иными словами, если кто в гневе оскорбит брата своего, сравнивая его с бессловесным, безумным животным, тот оскорбит и веру брата своего, так как если верующий брат безумен, то безумна и его вера.
Каждый раз, давая волю своему гневу, человек разрушает, унижает себя. И если кто опускается до ругани, насмешек и оскорблений других людей, то огонь, разгорающийся в его душе, в конце концов поглотит человека подобно геенне огненной. И чтобы подобного не произошло, Господь научает: примирись с братом твоим (Мф. 5, 24).
И заметим, что Спаситель ставит примирение выше молитвы и жертвы. Так как это и есть, дорогие братья и сестры, высочайшая жертва смирения, когда происходит отказ от чувства собственного превосходства ради ближнего, причинившего боль.
Мы призваны отказаться от гнева и идти путем примирения, воплощая через него евангельский идеал христианина.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!