17 сентября. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери

17 сентября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Марка. Глава 7, ст. 24 - 30

 

24. И, отправившись оттуда, пришел в пределы Тирские и Сидонские; и, войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться.

25. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его;

26. а женщина та была язычница, родом сирофиникиянка; и просила Его, чтобы изгнал беса из ее дочери.

27. Но Иисус сказал ей: дай прежде насытиться детям, ибо нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.

28. Она же сказала Ему в ответ: так, Господи; но и псы под столом едят крохи у детей.

29. И сказал ей: за это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери.

30. И, придя в свой дом, она нашла, что бес вышел и дочь лежит на постели.

(Мк. 7, 24-30)

 

Сегодняшний евангельский отрывок  рассказывает нам об исцелении от одержимости дочери язычницы, происходящей из сиро-финикийского рода. Это событие происходит в области близ города Тир.

Господь, минуя Галилею, приходит в языческую область. Евангелист Марк не указывает точной цели этого путешествия, но сказано лишь одно: Он «не хотел, чтобы кто узнал»! Возможно, Господь уходил от злобных глаз книжников и фарисеев, желавших смерти нашего Божественного Учителя, которую позже Он принял добровольно. Но скорее всего, целью было наставление апостолов в более уединенном месте, вдали от многотысячной толпы людей.

Из этого отрывка мы можем сделать два очень важных вывода. Во-первых, для Христа языческая страна не является нечистой, как это утверждалось у ветхозаветных пророков, которые, провозгласив язычников «нечистыми», попытались остановить проникновение чуждой Израилю культуры и религиозных обычаев.

Во-вторых, Господь показал, что и за пределами Израиля живут люди, ожидающие помощи от Бога. Забота о них, их нужды и просьбы приводят Иисуса Христа к тому, что в Своих действиях Он преступает установленные Законом границы и непосредственно общается с «нечистыми» язычниками.

Если посмотреть на историю с сирофиникиянкой на общем евангельском фоне, мы увидим, что этот эпизод – один из самых трогательных и необычных в жизни Иисуса Христа. Тир и Сидон были финикийскими городами, входившими в состав Сирии. Финикия лежала на прибрежной равнине, между Галилеей и Средиземным морем. Описание самого эпизода тоже надо читать очень внимательно. Женщина просила Иисуса Христа помочь ее дочери. На это Он ответил, что нехорошо брать хлеб у детей и бросать псам. На первый взгляд эти слова кажутся грубыми. Для грека слово «собака» ассоциировалось с бесстыдной и наглой женщиной, для иудея тем более было бранным, символом нечистоты. «Не давайте святыни псам», эту фразу мы не раз слышим в Писании. Словом «собака» иудеи презрительно называли язычников.

Как же тогда объяснить употребление этого слова Господом? Здесь очень важно не упустить из виду некоторые тонкости. Во-первых, Иисус Христос употребил не обычное слово «собака», а уменьшительное, κυνάρια, обозначающее не диких бродячих и уличных собак, а симпатич­ных щенков или маленьких комнатных собачек. Иначе говоря, Спаситель лишил это слово его отрицательного оттенка.

Во-вторых, сама интонация Христа не была резкой и грубой: мы видим это из ответа женщины. Греки, как и многие южные народы, очень эмоциональны и на любую обиду отвечают соответственно. Но так же стоит отметить и прекрасное чувство юмора, присущее грекам, которое и явила эта женщина-язычница в ответ на слова Господа о том, что «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам», точнее собачкам.  Видимо, она заметила, что Господь говорит с улыбкой, и ответила: «Господин, но ведь и собачки под столом едят крошки у детей», то есть «да, я знаю, сначала необходимо накормить детей, но разве я не могу получить кусочки, которые отбрасывают дети?». Господу такой ответ понравился, и Он исцелил ее больную дочь.

Судьба этой женщины, дорогие братья и сестры, была трагичной: у нее была больная дочь, и все же в ее сердце было достаточно света, чтобы ответить улыбкой. Как часто нам не хватает улыбок, неподдельной и живой радости, которая бы отражалась на нашем лице, оттого что рядом с нами Бог. И в нашей жизни есть место этим улыбкам, особенно, когда мы выходим в мир после литургии, вкусив Небесного Божественного Хлеба, да и после домашней молитвы, закрывая молитвослов, позволим радости запечатлеться на наших глазах и устах.

Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать