Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Мы с вами продолжаем изучение Священной евангельской истории и в данной программе поговорим о бегстве Святого семейства в Египет, которое описывает на страницах своего Евангелия апостол Матфей.
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–15
2.13. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
2.14. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
2.15. и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.
(Мф. 2, 13–15)
Хотя волхвы не встретились с Иродом и не сообщили ему, где именно находится Новорожденный, опасность не миновала. Поэтому Иосиф во второй раз получает во сне откровение: ему является ангел Господень и велит бежать в Египет, спасая Ребенка и Его Мать. Египет, некогда страна рабства и угнетения, со временем стала местом, куда бежали израильтяне, чтобы избавиться от опасности.
Возьми Младенца и Матерь Его (Мф. 2, 13) – в данном Евангелии Мария больше не будет называться по имени. В древности в Израиле существовала традиция называть мать по имени сына, такое обращение было почетным.
Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет (Мф. 2, 14). Возможно, он отправился в путь ночью для того, чтобы его бегство не было замечено, или же потому, что он решил исполнить повеление ангела сразу после пробуждения, не дожидаясь утра.
На протяжении столетий, когда какая-либо опасность (например, гонения) делала жизнь иудеев невыносимой, они искали убежища в Египте, а потому в каждом египетском городе была иудейская колония. Именно поэтому в минуту грозившей Святому семейству опасности ангел Господень направляет их в Египет, где они могли встретить иудеев практически в любом селении.
Евангелист ничего не говорит о том, в каком селении проживало Святое семейство, пребывая в Египте, но указывает на время возвращения на родину: и там был до смерти Ирода (Мф. 2, 15). А согласно Иосифу Флавию Ирод умер в 750 году от основания Рима, то есть в 4 году до н. э.
Да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего (Мф. 2, 15).
Евангелист видит в возвращении Богомладенца Христа из Египта исполнение пророчества Осии, записанного в 11-й главе его книги. Пророк вспоминает прошлое, а не предрекает будущее: Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего (Ос. 11, 1). Недаром в греческом тексте Септуагинты вместо «сына Моего» стоит «детей его». Современного читателя это может смутить, но мы должны помнить, что в древности практика цитирования была не такой, как это принято сейчас: тогда контекст обычно не учитывался, важно было найти в Писании какой-то текст, в котором были нужные автору слова.
Таким образом, евангелист видит в Иисусе Христе представителя народа, в личности которого воплотился идеальный Израиль. Его жизнь есть повторение, кульминация, цель, завершение всей Священной истории.
Но вся эта Священная история начинается с трагических событий.
Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 16–18
2.16. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.
2.17. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:
2.18. глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
(Мф. 2, 16–18)
Повеление убить мальчиков в возрасте до двух лет указывает на то, что со времени появления звезды до описываемых событий прошло уже около двух лет. Ирод, пришедший в еще большую ярость от того, что волхвы его обманули, решил покончить со своим соперником самым радикальным способом: уничтожить всех подходящих по возрасту детей.
Иосиф Флавий, не раз сообщавший в «Иудейских древностях» о массовых убийствах, совершенных Иродом, ни словом не упоминает об этом злодеянии царя. Такое событие могло пройти и незамеченным. В Вифлееме и его окрестностях с населением примерно в одну тысячу человек детей мужского пола до двух лет не могло быть больше пары десятков. В своем труде «Толковая Библия» Александр Павлович Лопухин пишет: «Указание в богослужебных книгах на 14 тысяч и даже на 144 000 младенцев следует считать позднейшими, ни на чем не основанными и крайними преувеличениями, возникшими, вероятно, из желания увеличить вину Ирода. Но его преступление нисколько не уменьшается и не увеличивается вследствие того, убил он 20 или 14 000 младенцев, оставаясь одинаково позорным и бесчеловечным и в том, и в другом случае».
Подобные трагедии в истории израильского народа уже случались. Так, в 1-й главе Книги Исход повествуется о приказании убивать всех новорожденных еврейских мальчиков с целью уменьшения численности евреев в Египте. Но, согласно преданиям, фараон действовал так потому, что узнал о рождении будущего спасителя Израиля Моисея.
Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф. 2, 17–18).
Евангелист вновь использует привычную ему формулу, чтобы ввести в свое повествование цитату из пророческих книг, в данном случае из Книги пророка Иеремии.
Рахиль (в переводе с еврейского «овечка») была младшей дочерью Лавана, сестрой Лии, матерью Иосифа и Вениамина, любимой женой ветхозаветного патриарха Иакова. Она умерла, когда они направлялись в город Ефрафу, который также назывался Вифлеемом, и была похоронена неподалеку. Знаменитая гробница Рахили в Вифлееме существует с глубокой древности и является местом паломничества. Это место свято как для евреев, так и для христиан.
Пророк Иеремия сообщает, что гробница Рахили находится у города Рамы, который расположен примерно в десяти километрах от Вифлеема. Дело в том, что город Рама имел важное историческое значение: именно там был собран народ Израиля перед переселением в Вавилон. Таким образом, пророк объединил два события, и Рахиль стала для него олицетворением всех матерей, оплакивающих изгнание своих детей из Израиля.
Завтра, дорогие братья и сестры, мы рассмотрим историю Святого семейства после смерти Ирода Великого в продолжении великопостного цикла программы «Читаем Евангелие вместе с Церковью» на православном телеканале «Союз».
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Читаем Апостол. 27 апреля 2024
День ангела. 27 апреля
Этот день в истории. 27 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!