16 ноября. Но как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего

16 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 11, ст. 29 - 33. 

29. Когда же народ стал сходиться во множестве, Он начал говорить: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

30. ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего.

31. Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.

32. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы.

33. Никто, зажегши свечу, не ставит ее в сокровенном месте, ни под сосудом, но на подсвечнике, чтобы входящие видели свет.

(Лк. 11, 29 – 33)

 

Когда народ начинал сходиться во множестве, Господь стал говорить, отвечая тем, кто ждал от Него знамения и кому мало было чудес, сотворенных Христом по любви Своей к страждущим людям и по мольбам отдельных лиц, произнося следующие слова: род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка (Лк. 11, 29).

Блаженный Феофилакт замечает, что под этими словами Господь подразумевает следующее: «З намение Ионы, то есть знамение Воскресения. Ибо как он провел три дня во чреве китовом, так и Я пробуду три дня во чреве кита, великого животного, то есть ада, и воскресну. Когда Иона, выброшенный китом и как бы снова оживший, начал проповедовать, то ниневитяне послушались; а Мне и после Воскресения Моего род сей не поверит. Поэтому они будут осуждены за то, что не подражали ниневитянам, хотя здесь больше Ионы».

И действительно, несмотря на то, что жители города Ниневии, столицы Ассирийского царства, расположенной на берегу Тигра, к северу от Вавилона, были одним из самых жестоких языческих народов древности, они восприняли проповедь пророка Ионы и покаялись. Здесь же звучит слово Самого Господа, несравненно превосходящее всякое иное слово, и большинство иудеев не содрогнется, не покается, не обратится от злых путей своих.

Но как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего (Лк. 11, 30), - говорит Христос, поясняя, что не будет дано иного знамения, кроме призыва к покаянию. Господь уже знает, что Его проповедь среди иудеев не будет столь же действенной, как проповедь Ионы среди ниневитян.

Далее мы слышим грозное предупреждение пренебрегающим этим знамением: Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона (Лк. 11, 31). И здесь Господь говорит о царице Савской, приходившей к Соломону (3 Цар. 10) из Аравии. Ей было неведомо духовное богатство Израиля, но она пришла издалека послушать мудрость Соломона, потому что душа ее искала истины. Иудеи же не захотели слушать Саму Воплотившуюся Премудрость Божию, Которая есть больше Соломона .

Говоря же о том, что царица южная и ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его (Лк. 11, 32), Господь ясно указывает на то, что привилегии и ответственность всегда тесно связаны между собой. Жившие во время пришествия Сына Божия иудеи имели такие возможности и привилегии, которых у их предков не было ранее и которых больше не будет, но они отказались принять их. Они не вняли проповеди Христа и, заблуждаясь в своем упорстве, не захотели покаяться. Осуждение же их будет тем более строгим.

Нам следует всегда помнить о том, что дар Божий и ответственность за него неотделимы друг от друга. Мы наделены даром слышать слово Божие, и, говоря о нашей ответственности за этот дар, святитель Феофан Затворник отмечает: «Читая Евангелие, мы имеем пред очами Господа со всеми дивными делами Его, ибо оно также несомненно, как несомненно свидетельство собственных очей. Мы смежили очи свои или обратили их в другую сторону, оттого и не видим; а не видя, не занимаемся делами Господа. Дело Господа наше первое дело, то есть спасение души. Судите, сколь же преступно невнимание к такому делу!»

Задумаемся, дорогие братья и сестры, о том, какого знамения, свидетельствующего о нашей вере, Бог ожидает от нас? Только одного: знамения жизни в соответствии с верой, которую мы исповедуем. Господь, зажегши свечу Евангелия, не поставил ее в сокрытом месте, под сосудом. Напротив, Он сам пришел в мир для спасения всех, явив этим самое большое знамение. Великая милость Божия заключается в том, что свет Евангелия поставлен на подсвечнике, чтобы все входящие в бытие могли видеть его и освещать им свою жизнь.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать