15 июля. Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

15 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 14, ст. 35 - 36; глава 15, ст. 1 - 11

 

14:35. Жители того места, узнав Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

14:36. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

15:1. Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят:

15:2. зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб.

15:3. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?

15:4. Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

15:5. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался,

15:6. тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

15:7. Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря:

15:8. приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня;

15:9. но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим.

15:10. И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

15:11. не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

(Мф. 14, 35-36; 15, 1-11)

 

В завершении 14-й главы рассказывается о людях, которые приходили и которых приносили ко Христу. Они жаждали прикоснуться к краю одежды Христа, чтобы исцелиться, и эти исцеления получали. Необходимо обратить внимание на ту веру, какая была у этих людей, ждавших помощи в своих нуждах и бедах.

В 15-й главе вновь начинается беседа и спор Христа с фарисеями и книжниками, которые заводят сами фарисеи, пришедшие из Иерусалима, задав вопрос: «Почему ученики Твои нарушают предание старцев и едят хлеб неумытыми руками?»

В этом отрывке для нас важно не столько личное противостояние Христа и фарисеев, сколько столкновение двух различных точек зрения на религию и на то, что нужно Богу. Фарисеи придерживаются понятного определенного взгляда, который базируется на вековых устоях, описывающих, что требует от человека Бог и что нужно исполнять в жизни, чтобы Богу угодить и следовать Его заповедям. Христос же выражает совершенно иную точку зрения, которая вообще не вписывается в их представление, являясь просто революционной. Поэтому многие из фарисеев соблазняются о Нем и готовы уничтожить Его за то, что их религиозное представление разрушается и ломается при взгляде, о котором говорит Господь.

В этом отрывке определяется концепция двух понятий: чистого и нечистого. Мы должны уяснить, что эта идея не имеет никакого отношения к физической. Вопрос о том, почему ученики едят хлеб, не омыв рук, не связан с тем, что они едят, не следуя правилам гигиены. Здесь вопрос совершенно другого порядка, это исключительно обрядовая проблема. Быть чистым означает, что человек находится в таком состоянии, когда он может приблизиться к Богу и почитать Его. Быть нечистым означает пребывать в состоянии, когда ты не можешь приблизиться к Богу и почитать Его. Такая нечистота является следствием соприкосновения с определенными людьми или предметами. Иудейским законом было определено очень множество моментов, когда человек находился в нечистоте. Например, мы помним эпизод с кровоточивой женщиной: ее физиологическое расстройство делало ее нечистой на протяжении всего периода, во время которого она не могла появляться в обществе, ибо люди, прикасавшиеся или общавшиеся с ней, тоже делались нечистыми. И многое, многое другое. Здесь же нечистота или чистота была связана с омовением рук.

Фарисеи говорят о предании старцев: «Почему ученики Твои преступают предание старцев?» Для иудея закон состоял из двух частей: из писаного закона, содержащимся непосредственно в Писании, и закона устного, заключавшегося в доработках, которые совершались на протяжении многих поколений. Этот устный закон был наравне с письменным и был сформирован книжниками и иными экспертами и знатоками Писания. Эти доработки и составляли предание старцев и отчасти почитались даже больше, нежели писаный закон. В общем-то, вся религиозность иудеев сводилась к этим, что называется, неписаным правилам, заключаясь во всей этой ритуальной церемонии. По их мнению, именно этого и требует от человека Бог. Именно поэтому фарисеи обращают такое пристальное внимание на какие-то мелкие детали, с их точки зрения, именно это принципиально важно для человека. Исполнять все это означало удовлетворять требования Бога и быть добрым человеком. Другими словами, вся эта «возня» вокруг обряда омовения почиталась столь же важной, как и десять заповедей. То есть, ритуальное омовение рук стояло на одном уровне с исполнением десяти заповедей (также и другие религиозные обряды). Поэтому для них это и было столь принципиально.

Но Господь говорит совершенно невероятные вещи. Во-первых, Он обличает их, говоря, что своими преданиями они нарушают иную заповедь - о почитании отца и матери. Господь говорит им: «Вы можете сказать отцу или матери «дар Богу» и не почитать отца и матери». Вкратце объясним, что это означает. «Дар Богу» - то, что посвящено Богу. Например, человек мог официально посвятить все свое имущество и все свои деньги Богу и храму, тогда это называлось «корбан» - посвященное Богу. Такой человек мог, например, сказать пожилым родителям или людям, требовавшим от него помощи: «Сожалею, я ничего не могу вам дать: все мое имущество посвящено Богу. Я не могу украсть у Бога то, что Ему посвятил». Вот такое лицемерие. По-видимому, подобного рода случаи были не единичными, но весьма распространенными. Поэтому Господь обличает этих людей их же принципами: «Как можно так поступить со своими близкими родными? Если вы говорите о законе, как сами при этом нарушаете одну из важнейших заповедей почитания отца и матери?»

И дальше Господь произносит невероятные слова: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». Иными словами, все внешнее не может навредить твоей душе. Самое главное то, что находится внутри человека, потому что из сердца человека проистекают скверны. Вот о чем нам нужно заботиться и на что обращать наше внимание.

Храни вас Господь!

 

Священник Даниил Рябинин

Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать