14 апреля. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой

14 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Иоанна. Глава 2, ст. 1 - 11.

 

1. На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там.

2. Был также зван Иисус и ученики Его на брак.

3. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.

4. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой.

5. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

6. Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

7. Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

8. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

9. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха

10. и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

11. Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Ин. 2, 1–11)

 

О данном событии повествует только евангелист Иоанн. Это было первое чудо, которое сотворил Господь перед Своими учениками, дабы явить себя как Божественного Посланника.

На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там (Ин. 2, 1). Кана – маленький городок, находившийся в нескольких километрах к северо-востоку от Назарета. Она называлась Галилейской, в отличие от другой, располагавшейся близ города Тира.

Свадьба на Востоке считалась самым радостным и заметным событием в жизни человека. Отменялись все дела, а также некоторые субботние ограничения. Свадебные празднества продолжались несколько дней. Сама брачная церемония происходила поздно вечером, по окончании пира, после чего брачную пару провожали в новый дом. К тому времени было уже темно и новобрачных провожали по деревенским улицам при зажженных светильниках, их вели самым дальним путем, чтобы как можно больше людей имели возможность пожелать им благополучия. Молодожены не отправлялись в свадебное путешествие, но оставались дома и в течение недели принимали всех гостей. В жизни, полной нужды и тяжелой работы, эта неделя была очень важным моментом.

Пресвятая Дева прибыла в Кану раньше Христа и Его учеников. Вероятно, Богородица знала кого-то из вступавших в брак, либо семья жениха или невесты приходилась Ей родственной.

Был также зван Иисус и ученики Его на брак (Ин. 2, 2). Христос был приглашен как знакомый, а ученики Его, как пришедшие с Ним, были приглашены по обычаю гостеприимства.

И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них (Ин. 2, 3). Проявление гостеприимства на Востоке было долгом. Вино же было важным элементом иудейского праздника. Отсутствие еды или питья на свадебном пиру оказалось бы чрезвычайно унизительным для жениха и невесты. Понимая, что это может испортить радость семейного торжества, Пресвятая Дева обратилась за помощью к Сыну.

Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой (Ин. 2, 4). Слово «жено» считалось почтительным у иудеев и других народов Востока. Это было уважительным обращением наподобие таких, как: сударыня, мадам, госпожа. Нам известно, что точно так же Спаситель назвал Свою Мать, когда, будучи в страшных муках на кресте, поручал Ее попечению Своего любимого ученика. Своими словами Христос желал просить Свою Пречистую Матерь оставить все на Его усмотрение, потому что Он найдет способ разрешить ситуацию и исправить положение.

Богородица обратилась к слугам: что скажет Он вам, то сделайте (Ин. 2, 5). Она не знала, как именно будет действовать Иисус, но чувствовала Его готовность прийти на помощь людям, оказавшимся в нужде.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших по обычаю очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры (Ин. 2, 6). Воду, находящуюся в этих кувшинах, использовали для обрядового омовения ног при входе в дом и рук перед едой. Вместимость их была огромной. «Мера» – это перевод древнееврейского слова «бат». Бат был равен приблизительно 40 литрам, и, следовательно, каждый из этих кувшинов вмещал примерно 100–120 литров.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха (Ин. 2, 7). В Евангелии особо подчеркивается этот факт, чтобы указать на то, что кроме воды туда ничего не было налито. При наполнении всех кувшинов и претворении в вино получилось около 700 литров вина. Но не следует буквально понимать сказанное евангелистом: этим он хотел показать нам, что благодати и милосердия Христа с избытком хватает всем людям.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира (Ин. 2, 8). Известно, что распорядитель на пиршествах обычно выбирался из почетных гостей или из старых доверенных слуг, он рассаживал гостей и наблюдал за ходом пира.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, – а он не знал, откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду (Ин. 2, 9). Как следует из этих слов, распорядителю пира не было известно о происхождении вина, что служит доказательством свершившегося чуда. 

Тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 10). Эти слова служат ключом к пониманию не только этого отрывка, но и всего Евангелия: Христос принес с собой новый миропорядок, сменивший старый, несовершенный. Евангелист желает, чтобы мы увидели не превращение воды в вино, а изменение всей жизни человека, когда в нее приходит Христос. И действительно, Господь пришел в этот мир устранить все несовершенства закона и обратить их в совершенство благодати, которая стала безграничной.

 

А сейчас настало время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Батюшка, благословите! В Евангелии от Матфея, глава 4, стих 10, говорится: «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана», а в церковнославянском тексте – «...иди за Мною, сатано». Помогите, пожалуйста, сопоставить слова «отойди» – «иди». Значит ли употребленный церковнославянский глагол «иди», что Христос предложил сатане следовать за Ним? Спасибо. Ольга Логинова».

В славянском переводе Евангелий Матфея и Луки последнее обращение Спасителя к диаволу выражено словами: Иди за Мною, сатано... Эти слова, понимаемые буквально, дали некоторым повод полагать, что Христос не отогнал от Себя сатану, а пригласил его следовать за Собой. Но такое толкование не согласуется с тем предложением искусителя, на которое ответил Христос. Наглая ложь сатаны, его дерзкая хвастливость не принадлежащей ему властью, наконец предложение Христу, Сыну Божию, поклониться ему, диаволу, – все это должно было исторгнуть из глубины души Христа возглас «уйди от Меня», но никак не приглашение «следуй за Мною».

По объяснению византийского богослова XII века Евфимия Зигабена, слова иди за Мною, сатано означают «удались от Моих взоров, потому что находящийся сзади кого-нибудь бывает для того невидим». Вдобавок евангелист Лука, повествуя об окончании искушения, говорит, что диавол не пошел за Христом, а отошел от Него до времени (Лк. 4, 13). Но об этом мы с вами уже говорили в прошлых передачах, которые вы всегда можете просмотреть в архиве на сайте нашего телеканала.

Дай Бог и нам противостоять всяким искушениям диавола. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать