Аудио |
|
Скачать .mp3 |
20.19. И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу.
20.20. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя.
20.21. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь;
20.22. позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет?
20.23. Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете?
20.24. Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы.
20.25. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу.
20.26. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
(Лк. 20, 19–26)
Строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, повествуют нам о фарисеях, желавших искусить Господа, задавая Ему лукавый вопрос и предлагая, как им казалось, неразрешимую дилемму.
Посланники синедриона склоняют людей обратиться к Спасителю с вопросом, который, якобы, действительно их беспокоит: позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? (Лк. 20, 22).
Необходимо заметить, что Палестина была оккупированной страной и иудеи были подданными Римской империи. Денежный взнос, уплачиваемый кесарю, представлял собой подушную подать, взимавшуюся с каждого человека в размере одного динария в год. Эта подать вызывала горячие споры в Палестине и не единожды была причиной восстаний.
Собственно говоря, спорной была не столько ее денежная сторона, она не являлась тяжелым бременем. Решающим был другой вопрос: фанатики-иудеи считали, что у них только один царь – Бог, и утверждали, что платить подать кому-то еще, кроме Бога, противозаконно.
Таким образом, подстрекаемые синедрионом посланцы пытались поставить Иисуса перед необходимостью выбирать из двух зол. Скажи Господь, что подать кесарю платить нельзя, первосвященники немедленно сообщили бы об этом Понтию Пилату, и за этим совершенно определенно последовал бы Его арест. Скажи же Он, что подать кесарю платить следует, это сразу же оттолкнуло бы от Него последователей, особенно в Галилее, где их было особенно много.
Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «В вопросе искусителей была сокрыта такая мысль: иудейский народ – это народ Божий, который своим Царем признает лишь Бога, а потому не может служить иноземному, да еще языческому царю, так как иначе явится противником Богу; следовательно, что же им делать – давать ли подать кесарю или соблюдать неизменную верность Богу? На это Господь дал мудрый ответ, что нужно делать и то, и другое: то есть исполняйте свои обязанности как в отношении к Богу, так и в отношении к государственной власти, поскольку последнее не противоречит первому, конечно».
Господь, понимая все их лукавство, говорит: Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20, 24–25).
В древнем мире одним из знаков царской власти было право чеканить монету. На монетах изображение и надпись императора, которому они принадлежат, и следовательно, отдать их нужно ему. Человек же носит в себе изображение Божие, ибо создан по образу Божию. Поэтому сердца и жизнь должны быть отданы Тому, Кому они и принадлежат по праву творения.
Таким образом, дорогие братья и сестры, Господь очень четко говорит о двух формах жизни, которые нельзя смешивать: место на земле, где мы пребываем и в котором не должны забывать о Боге, и Царство Небесное.
Общехристианский смысл слов, которые мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении, таков: христианин, одновременно являясь и гражданином своей страны, и гражданином Царства Небесного, не должен забывать о своих обязанностях и ответственности перед Богом и перед людьми.
Наши отношения с Богом строятся через людей. Материальная и духовная составляющие нашей жизни выступают как некое целое: они не разделяются, но вместе с тем каждая из них имеет свое важное значение. Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Лк. 20, 25), – в этом Божия премудрость и весь христианский путь.
Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 9 октября 2024 года
Православный словарь. Обрезание Господне
Этот день в истории. 9 октября
День ангела. 9 октября
Церковный календарь 9 октября. Преподобный Ефрем Перекомский
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!