13 октября. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись

13 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 5, ст. 12 - 16

 

12. Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить.

13. Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.

14. И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им.

15. Но тем более распространялась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

16. Но Он уходил в пустынные места и молился.

(Лк. 5, 12 – 16)

 

В древности проказа была самой тяжелой болезнью. Наверное, нет смысла описывать физиологическое состояние больных проказой: оно было ужасным. Но все это усугублялось тем, что, по словам древнего историка Иосифа Флавия, с прокаженными обращались так, «как будто они были уже совсем мертвыми». Как только устанавливали, что человек заболел проказой, его окончательно изгоняли из человеческого общества. Книга Левит дает такое установление: Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его  (Лев. 13,46). Прокаженный должен был ходить в рваной одежде, со всклокоченной и непокрытой головой, закрытый тканью до губ и кричать: Нечист! Нечист!  (Лев. 13,45). 

В эпоху Иисуса Христа прокаженным в Палестине был запрещен вход в Иерусалим и во все города, имевшие стены. Не было еще другой болезни, которая бы так изолировала человека от его собратьев. И вот такого человека исцеляет Господь.

Как замечает святитель Иоанн Златоуст, обращая наше внимание на прокаженного: «Велико благоразумие и вера пришедшего! Он не прервал учения, не старался протесниться сквозь собрание, но дожидался удобного времени. И не просто, но с великою горячностью просит Христа, просит с искреннею верою: “если хочешь, можешь меня очистить”. Не сказал: Господи, очисти; но все препоручает Ему, Его воле предоставляет исцеление, и свидетельствует о Его высочайшей власти».

Мы видим, дорогие братья и сестры, как прокаженный подходит ко Христу с величайшим доверием. Он не сомневался в том, что, если Иисус захочет, Он может очистить его. Ни один прокаженный не подошел бы когда-нибудь к ортодоксальному книжнику или раввину: он очень хорошо знал, что его прогонят, побив камнями. Но Господь расположил его сердце к Себе, показывая и нам с вами, что никто не должен чувствовать себя слишком нечистым, чтобы подойти ко Христу.

Мы также можем поучиться у прокаженного смирению. Он не требовал исцеления; он лишь сказал: «Если хочешь, можешь меня очистить». В этих словах раскрывается его смиренное сердце, которое, сознавая свою нужду, обращается ко Христу.

И вот такое обращение прокаженного снискало благоволение Спасителя. Во-первых и прежде всего, Христос проявил сострадание. Закон требовал, чтобы любой человек избегал прикосновения к прокаженному, потому что это угрожало ужасным осквернением. Но Господь не только подпускает к Себе прокаженного ближе, чем на два метра, но и простирает к нему Свою руку и касается его. Медицинский опыт того времени говорил, что Иисус подвергает себя страшному риску получить ужасную заразную болезнь, но Господь пренебрегает этим риском. Как замечает Златоуст: «Для чего Спаситель, очищая его хотением и словом, еще прикоснулся рукою? Мне кажется, не для чего другого, как для того, чтобы и тем показать, что Он не подлежит закону, но выше его; и что для чистого нет ничего нечистого».

Для Иисуса Христа в жизни существовало только одно стремление – помогать. Существовал только один закон – закон любви. Стремление к проявлению любви было превыше всех прочих норм, законов и уставов.

Господь Своим словом хочу, очистись и прикосновением исцеляет прокаженного. И по свидетельству Евангелиста тотчас проказа сошла с него (Лк. 5,13). После этого Христос отправляет очищенного к священнику для принесения жертвы за очищение, как было установлено в Законе Моисея, прибавляя никому не сказывать о случившемся. Блаженный Феофилакт пишет: «Заповедует прокаженному не сказывать никому о Нем для того, чтобы и нас научить не искать похвалы от тех, кому благотворим».

Сегодняшнее евангельское чтение, дорогие братья и сестры, научает нас даже в самых трудных жизненных ситуациях не отчаиваться, но с доверием к Богу и смиренным сердцем просить чудесного участия Его в нашей жизни. Ведь чудо не может совершиться само по себе - оно есть соединение усилия воли человека, преисполненного веры, с беспредельной благодатью Божьей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать