13 июня. Не судите, да не судимы будете

13 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 1 - 8

 

1. Не судите, да не судимы будете,

2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Мф. VII, 1-8)

 

Сегодня Святая Церковь возвещает нам через евангельское благовестие очень важные слова. Парадоксально, что при всей их привычности, никакая заповедь не нарушается людьми чаще, чем «не судите, да не судимы будете». В нашей жизни очень много греха осуждения, безответственных заявлений и мнений, внутренних решений в отношении других людей, причем в большинстве случаев все это едва ли не выдуманное.

Господь не запрещает суждение как рассуждение о чем-либо, не запрещает знаний о каких-то событиях и того, чтобы делиться ими. Но Он запрещает осуждение, запрещает делать выводы, когда ты не разобрался в чем-то до конца. Судить в полном праве может только Бог, потому что Его суждение единственно беспристрастное. Ни у кого из других существ не может быть такого суждения: на каждого из нас что-то влияет. Разбираясь в любой ситуации, каждый человек относится к ней по-своему, исходя из собственного опыта, сегодняшних условий, состояния человека, о котором говоришь, и собственных отношений к нему - все это влияет на наше суждение. Например, когда любишь кого-то, всегда готов оправдать его, сказать, что если он и ошибся, то все это мелочи, а он все равно хороший. Если у нас есть к человеку неприязнь, то мы всегда выискиваем в нем что-то, позволяющее сказать, что в нем что-то не так. Даже в судах человеческих, где надо разбирать ситуации, связанные с преступлениями, все бывает очень непросто и случается, что ошибаются и следователи, и судьи.

В этом отрывке говорится о частном суде и личном отношении к другому человеку. Господом запрещается безжалостное, поверхностное и скоропалительное суждение о другом. Всегда надо рассуждать. Все мы любим судить, как говорится, со своей колокольни: из своих отношений к данной ситуации и предмету. И очень часто ошибаемся, потому что не рассматриваем ситуацию в целостности. Например, один человек воспитан в нормальной благочестивой семье, где есть и мама с папой, и братья с сестрами, и бабушки, дедушки; такой человек и к жизни относится исходя из всего этого. Другой - сирота, воспитанный в детском доме; его отношение к жизни и поступки могут быть совершенно непонятны первому, который считает, что никогда не поступил бы подобным образом. Часто нам по гордости кажется, что я-то всегда поступаю правильно и не ошибаюсь в своем мнении. Человек не понимает другого и в итоге осуждает. Или так: один человек закончил девять классов школы, а другой получил три ученых степени. Каждый из них по-своему относится к жизни и не понимает другого. Таких примеров можно привести очень много. Бывает, что человек говорит: ненавижу пьяниц и наркоманов, едва ли не смерти им желает. Но был ли ты сам в их коже, прожил ли их жизнь, испытывал ли то, что испытывают находящиеся в этой страсти. Нет. Так почему же у тебя такое безжалостное суждение?

Так же и в других моментах: бывают люди спокойные, а бывают очень темпераментные. Спокойный человек не отреагирует на какое-то слово, а другой все время находится на взводе и легко впадет от сказанного в гнев и раздражение. Первый не понимает, почему второй такой взбудораженный, и осуждает его. Поэтому надо очень осторожно и внимательно относиться к суждениям о других людях. Хотя бы попытаться представить, почему человек так поступил, что им руководило в этот момент - и тогда мы увидим, что не можем всего знать. В таком случае  как можем мы делать выводы? Надо доверить это Богу.

«Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».  Господь как бы приостанавливает нас: хотя бы из страха суда над самим собой остановись судить другого человека. Предупреждает, что если ты безжалостен к людям, то и по отношению к тебе суд будет безжалостным. Осуждая других, часто мы говорим, что все должно быть по справедливости: один должен быть наказан, другой оправдан, считая самих себя мерилом правды. Ты хочешь, чтобы и тебя Бог судил по справедливости? Если начать наказывать нас по закону, мы не проживем и мгновения. Никто не проживет, потому что «всяк человек ложь». Только один проявил эту ложь сегодня, а другой проявит ее завтра: никакой гарантии, что ты устоишь, окажись в такой ситуации. Господь требует от нас любви и снисхождения друг к другу потому, что это гораздо важнее.

«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Здесь Христос использует даже юмор, чтобы люди улыбнулись, представив, как можно с бревном глазу интересоваться погрешностями другого человека. Ведь я знаю свои грехи, поэтому вижу их больше, а что могу видеть в другом? Ничего, только какую-то мелочь.

«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».  Эти слова очень хорошо отражают всеобщее «увлечение» людей критиковать всех и вся. Сейчас очень много «кухонных» и «диванных» политиков, когда люди включают новостной канал и начинают рассуждать, кто прав и кто неправ, кто плохой, а кто хороший. Складывается впечатление, что лучшие руководители государств и предприятий по какому-то странному стечению обстоятельств сидят дома и их не допускают до работы. Если тебе кажется, что все плохие, то приди и сделай сам все хорошо. Почему ты критикуешь труд людей, их старания, а сам палец о палец не ударил? Или «диванные» спортсмены, которые, сидя перед телевизором, рассуждают, что игроки и бегать, и играть не умеют. Не футболом, конечно, спасается человек, но беда, когда мы так легко судим кого-то со стороны. Если ты знаешь, как играть, то выйди на стадион сам, но ты лишь судишь, осуждаешь и делаешь непонятные выводы.

«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мы должны свидетельствовать о своей вере и правде, проповедовать, но при этом надо и понимать, что не всегда наши слова могут дойти до людей. Всегда нужно думать о том, кому и что сказать и открыть, чтобы не случилось так, что ты дал человеку святыню, а он ее растоптал. Бывают такие моменты, когда вообще нельзя ничего говорить: человек уже настроен отрицательно. Что тогда делать? Проповедовать своими делами.

В одном европейском городе проходил съезд христианской молодежи из разных стран мир. В один из вечеров собравшиеся рассуждали о способах миссионерства, о том, как проповедовать Евангелие, и одна африканская девушка сказала: «В том месте, где я живу, нет миссионерства, не раздают книги или брошюры. У нас происходит иначе: если мы хотим прийти в какое-то селение с проповедью о Христе, то посылаем туда две семейные пары, которые поселяются там и начинают жить по-христиански. Тем самым они дают людям возможность увидеть, как оказывается можно жить: в любви, согласии, в радости от того, что ты со Христом». Как раз таким образом очень многих можно привести ко Христу. Где взять силы для всего этого?

Ответ прост, Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».  Ищи Бога, Его помощи и единения с Ним. Важно подчеркнуть, что Господь сказал не попросите и дано будет, но просите и ищите - эти действия должны быть постоянными и тогда «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».

Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Юлия Подзолова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать