Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 7, ст. 1 - 8
1. Не судите, да не судимы будете,
2. ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?
5. Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.
6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
8. ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
(Мф. VII, 1-8)
Сегодня Святая Церковь возвещает нам через евангельское благовестие очень важные слова. Парадоксально, что при всей их привычности, никакая заповедь не нарушается людьми чаще, чем «не судите, да не судимы будете». В нашей жизни очень много греха осуждения, безответственных заявлений и мнений, внутренних решений в отношении других людей, причем в большинстве случаев все это едва ли не выдуманное.
Господь не запрещает суждение как рассуждение о чем-либо, не запрещает знаний о каких-то событиях и того, чтобы делиться ими. Но Он запрещает осуждение, запрещает делать выводы, когда ты не разобрался в чем-то до конца. Судить в полном праве может только Бог, потому что Его суждение единственно беспристрастное. Ни у кого из других существ не может быть такого суждения: на каждого из нас что-то влияет. Разбираясь в любой ситуации, каждый человек относится к ней по-своему, исходя из собственного опыта, сегодняшних условий, состояния человека, о котором говоришь, и собственных отношений к нему - все это влияет на наше суждение. Например, когда любишь кого-то, всегда готов оправдать его, сказать, что если он и ошибся, то все это мелочи, а он все равно хороший. Если у нас есть к человеку неприязнь, то мы всегда выискиваем в нем что-то, позволяющее сказать, что в нем что-то не так. Даже в судах человеческих, где надо разбирать ситуации, связанные с преступлениями, все бывает очень непросто и случается, что ошибаются и следователи, и судьи.
В этом отрывке говорится о частном суде и личном отношении к другому человеку. Господом запрещается безжалостное, поверхностное и скоропалительное суждение о другом. Всегда надо рассуждать. Все мы любим судить, как говорится, со своей колокольни: из своих отношений к данной ситуации и предмету. И очень часто ошибаемся, потому что не рассматриваем ситуацию в целостности. Например, один человек воспитан в нормальной благочестивой семье, где есть и мама с папой, и братья с сестрами, и бабушки, дедушки; такой человек и к жизни относится исходя из всего этого. Другой - сирота, воспитанный в детском доме; его отношение к жизни и поступки могут быть совершенно непонятны первому, который считает, что никогда не поступил бы подобным образом. Часто нам по гордости кажется, что я-то всегда поступаю правильно и не ошибаюсь в своем мнении. Человек не понимает другого и в итоге осуждает. Или так: один человек закончил девять классов школы, а другой получил три ученых степени. Каждый из них по-своему относится к жизни и не понимает другого. Таких примеров можно привести очень много. Бывает, что человек говорит: ненавижу пьяниц и наркоманов, едва ли не смерти им желает. Но был ли ты сам в их коже, прожил ли их жизнь, испытывал ли то, что испытывают находящиеся в этой страсти. Нет. Так почему же у тебя такое безжалостное суждение?
Так же и в других моментах: бывают люди спокойные, а бывают очень темпераментные. Спокойный человек не отреагирует на какое-то слово, а другой все время находится на взводе и легко впадет от сказанного в гнев и раздражение. Первый не понимает, почему второй такой взбудораженный, и осуждает его. Поэтому надо очень осторожно и внимательно относиться к суждениям о других людях. Хотя бы попытаться представить, почему человек так поступил, что им руководило в этот момент - и тогда мы увидим, что не можем всего знать. В таком случае как можем мы делать выводы? Надо доверить это Богу.
«Каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить». Господь как бы приостанавливает нас: хотя бы из страха суда над самим собой остановись судить другого человека. Предупреждает, что если ты безжалостен к людям, то и по отношению к тебе суд будет безжалостным. Осуждая других, часто мы говорим, что все должно быть по справедливости: один должен быть наказан, другой оправдан, считая самих себя мерилом правды. Ты хочешь, чтобы и тебя Бог судил по справедливости? Если начать наказывать нас по закону, мы не проживем и мгновения. Никто не проживет, потому что «всяк человек ложь». Только один проявил эту ложь сегодня, а другой проявит ее завтра: никакой гарантии, что ты устоишь, окажись в такой ситуации. Господь требует от нас любви и снисхождения друг к другу потому, что это гораздо важнее.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Здесь Христос использует даже юмор, чтобы люди улыбнулись, представив, как можно с бревном глазу интересоваться погрешностями другого человека. Ведь я знаю свои грехи, поэтому вижу их больше, а что могу видеть в другом? Ничего, только какую-то мелочь.
«Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Эти слова очень хорошо отражают всеобщее «увлечение» людей критиковать всех и вся. Сейчас очень много «кухонных» и «диванных» политиков, когда люди включают новостной канал и начинают рассуждать, кто прав и кто неправ, кто плохой, а кто хороший. Складывается впечатление, что лучшие руководители государств и предприятий по какому-то странному стечению обстоятельств сидят дома и их не допускают до работы. Если тебе кажется, что все плохие, то приди и сделай сам все хорошо. Почему ты критикуешь труд людей, их старания, а сам палец о палец не ударил? Или «диванные» спортсмены, которые, сидя перед телевизором, рассуждают, что игроки и бегать, и играть не умеют. Не футболом, конечно, спасается человек, но беда, когда мы так легко судим кого-то со стороны. Если ты знаешь, как играть, то выйди на стадион сам, но ты лишь судишь, осуждаешь и делаешь непонятные выводы.
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Мы должны свидетельствовать о своей вере и правде, проповедовать, но при этом надо и понимать, что не всегда наши слова могут дойти до людей. Всегда нужно думать о том, кому и что сказать и открыть, чтобы не случилось так, что ты дал человеку святыню, а он ее растоптал. Бывают такие моменты, когда вообще нельзя ничего говорить: человек уже настроен отрицательно. Что тогда делать? Проповедовать своими делами.
В одном европейском городе проходил съезд христианской молодежи из разных стран мир. В один из вечеров собравшиеся рассуждали о способах миссионерства, о том, как проповедовать Евангелие, и одна африканская девушка сказала: «В том месте, где я живу, нет миссионерства, не раздают книги или брошюры. У нас происходит иначе: если мы хотим прийти в какое-то селение с проповедью о Христе, то посылаем туда две семейные пары, которые поселяются там и начинают жить по-христиански. Тем самым они дают людям возможность увидеть, как оказывается можно жить: в любви, согласии, в радости от того, что ты со Христом». Как раз таким образом очень многих можно привести ко Христу. Где взять силы для всего этого?
Ответ прост, Господь говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам». Ищи Бога, Его помощи и единения с Ним. Важно подчеркнуть, что Господь сказал не попросите и дано будет, но просите и ищите - эти действия должны быть постоянными и тогда «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».
Напоминаю всем нам о необходимости чтения Священного Писания ежедневно, хотя бы по одной или две главы. Благословение Господне да пребудет со всеми нами.
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Юлия Подзолова
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Прогноз погоды на 27 апреля 2024
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!