13 апреля. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня?

13 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, ст. 43 - 51.

 

43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

(Ин. 1, 43–51)

 

В прошлой программе мы говорили о встрече апостолов Андрея и Петра с Иисусом Христом, описанной у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, говорит о призвании Филиппа и Нафанаи́ла.

На другой день после посещения Андреем и, возможно, автором этого Евангелия Иоанном Богословом Господь пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа.

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (Ин. 1, 44). В синоптических Евангелиях мы находим лишь одно упоминание о Филиппе, в списке апостолов его имя стоит после Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. Вифсаида располагалась на территории тетрархии Ирода Филиппа, на границе с Галилеей. Другие евангелисты местом жительства Филиппа, Андрея и Петра называют Капернаум, расположенный примерно в десяти километрах от Вифсаиды.

О Нафанаиле (евр. Натанаэ́ль – «Бог дал») упоминает только Иоанн Богослов. Как следует из текста, Нафанаил был другом Филиппа, который, отыскав его сказал: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Так как в древности у иудеев не было фамилий, то человека определяли по личному имени, имени отца и месту рождения или проживания. Назарет был небольшим городком в Галилее, настолько незначительным, что о нем не встречалось упоминаний в Ветхом Завете.

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). К словам Филиппа Нафанаил отнесся скептически: презрение Нафанаила к жителям Назарета могло объясняться тем, что их считали наполовину язычниками, в то время как Нафанаил, скорее всего, мог похвастаться безупречным еврейским происхождением и чистотой крови. Сам Нафанаил происходил из Каны, другого галилейского города, а в сельской местности всегда существовало соперничество между городами и деревнями. Кроме того, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества, а, значит, Назарет не может быть местом рождения и проживания Мессии, тем более что в Ветхом Завете не встречалось подобных указаний. Филипп же, со своей стороны, был мудрее. Не став спорить с Нафанаилом, он просто сказал: пойди и посмотри (Ин. 1, 46).

Господь, никогда не видевший Нафанаила, сказал о нем как о знакомом: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Этими словами Спаситель желал подчеркнуть простоту души Нафанаила, видя в нем истинного представителя Божиего народа, идущего к Свету. Удивленный Его проницательностью, Нафанаил произнес: почему Ты знаешь меня? (Ин. 1, 48) Не отвечая прямо на этот вопрос, но не оставляя ни малейшего сомнения в Своем всеведении, Господь говорит: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48). Перед этой встречей Нафанаил сидел под смоковницей и, вероятно, совершал дневную молитву, чтение которой под смоковницей было освящено обычаем и впоследствии даже одобрено Талмудом.

Нафанаила удивило не столько то, что Христос видел его под смоковницей, сколько то, что Он читал мысли в глубине его сердца. Он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением. Тотчас же уверовав в Иисуса как в Божественного Посланника-Мессию, Нафанаил выразил это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего (Ин. 1, 50). Спаситель понимает, что Его сверхъестественное знание вызвало веру Нафанаила, и обещает ему, увидевшему уже нечто великое, еще больше. Вероятно, речь идет обо всем, что сделает и скажет Христос, но главным образом о Его Воскресении.

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51). З десь можно вспомнить знаменитое видение Иакова во сне: по лестнице, стоящей на земле, а другим концом касающейся неба, поднимаются и спускаются ангелы. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль), то есть «Дом Бога». Теперь же Христос соединяет Собой небо и землю, являясь единственным посредником между Богом и человеком. 

Называя Себя Сыном Человеческим, Христос подчеркивает Свое предназначение. Но для того чтобы его исполнить, Посредник должен был принадлежать в равной мере как Богу, так и человечеству. Он должен быть Богочеловеком. А так как именно таким Посредником и был Господь наш Иисус Христос, то Он называл Себя Сыном Божиим и Сыном Человеческим.

Говоря ученикам Своим, что они будут видеть ангелов, восходящих и нисходящих к Нему, Сыну Человеческому, Христос тем самым дает им понять, что Он больше, чем Царь Израилев, что Он Царь ангелов, Царь Вселенной.

 

А сейчас настало время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Батюшка, поясните, пожалуйста, притчу Иисуса Христа о винограднике и виноградарях. Когда поспел виноградник, хозяин послал слуг своих забрать урожай, но виноградари убили слуг, тогда он послал сына своего, но его тоже убили. С уважением, Тамара Сотникова-Семененко».

Притча о злых виноградарях содержится в текстах Матфея, Марка и Луки. В ней повествуется о хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время сбора плодов, направил к виноградарям слуг, а после и сына, но все посланные были побиты или убиты. Под хозяином подразумевается Бог, под виноградником – богоизбранный Израиль. Под виноградарями понимаются иудейские народные начальники, по преимуществу, первосвященники и законники. 

Слуги – это пророки, призывавшие народ к благочестию, которое и понимается под плодами Закона Божия. Но начальники иудейского народа, преследуя лишь свои интересы, не заботились о духовном совершенствовании людей, а потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших об их обязанностях.

Наконец Бог отправляет Своего Единородного Сына. И, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом, первосвященники и старейшины иудейские убивают Его, выведя Сына Божия из Иерусалима, который был священным средоточием богоизбранного Израиля.

Эта притча говорит нам о том, что мы должны со вниманием прислушиваться к тем, через кого говорит Господь, направляя нас в вечные обители Его Небесного Царства. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать