Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Читается Евангелие от Иоанна. Глава 1, ст. 43 - 51.
43. На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.
44. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.
45. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.
46. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
47. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.
48. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.
49. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.
50. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
51. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.
(Ин. 1, 43–51)
В прошлой программе мы говорили о встрече апостолов Андрея и Петра с Иисусом Христом, описанной у евангелиста Иоанна, который, продолжая повествование, говорит о призвании Филиппа и Нафанаи́ла.
На другой день после посещения Андреем и, возможно, автором этого Евангелия Иоанном Богословом Господь пожелал идти в Галилею и призвал следовать за Собой Филиппа.
Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром (Ин. 1, 44). В синоптических Евангелиях мы находим лишь одно упоминание о Филиппе, в списке апостолов его имя стоит после Петра, Андрея, Иакова и Иоанна. Вифсаида располагалась на территории тетрархии Ирода Филиппа, на границе с Галилеей. Другие евангелисты местом жительства Филиппа, Андрея и Петра называют Капернаум, расположенный примерно в десяти километрах от Вифсаиды.
О Нафанаиле (евр. Натанаэ́ль – «Бог дал») упоминает только Иоанн Богослов. Как следует из текста, Нафанаил был другом Филиппа, который, отыскав его сказал: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета (Ин. 1, 45). Так как в древности у иудеев не было фамилий, то человека определяли по личному имени, имени отца и месту рождения или проживания. Назарет был небольшим городком в Галилее, настолько незначительным, что о нем не встречалось упоминаний в Ветхом Завете.
Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? (Ин. 1, 46). К словам Филиппа Нафанаил отнесся скептически: презрение Нафанаила к жителям Назарета могло объясняться тем, что их считали наполовину язычниками, в то время как Нафанаил, скорее всего, мог похвастаться безупречным еврейским происхождением и чистотой крови. Сам Нафанаил происходил из Каны, другого галилейского города, а в сельской местности всегда существовало соперничество между городами и деревнями. Кроме того, Нафанаил разделял общий со многими иудеями предрассудок, что Христос, как царь с земным величием, придет и явится во славе среди высшего иерусалимского общества, а, значит, Назарет не может быть местом рождения и проживания Мессии, тем более что в Ветхом Завете не встречалось подобных указаний. Филипп же, со своей стороны, был мудрее. Не став спорить с Нафанаилом, он просто сказал: пойди и посмотри (Ин. 1, 46).
Господь, никогда не видевший Нафанаила, сказал о нем как о знакомом: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства (Ин. 1, 47). Этими словами Спаситель желал подчеркнуть простоту души Нафанаила, видя в нем истинного представителя Божиего народа, идущего к Свету. Удивленный Его проницательностью, Нафанаил произнес: почему Ты знаешь меня? (Ин. 1, 48) Не отвечая прямо на этот вопрос, но не оставляя ни малейшего сомнения в Своем всеведении, Господь говорит: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя (Ин. 1, 48). Перед этой встречей Нафанаил сидел под смоковницей и, вероятно, совершал дневную молитву, чтение которой под смоковницей было освящено обычаем и впоследствии даже одобрено Талмудом.
Нафанаила удивило не столько то, что Христос видел его под смоковницей, сколько то, что Он читал мысли в глубине его сердца. Он понял, что перед ним не просто человек, а Некто, одаренный Божественным всеведением. Тотчас же уверовав в Иисуса как в Божественного Посланника-Мессию, Нафанаил выразил это словами: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев (Ин. 1, 49). Царь Израилев – мессианский титул, указывающий на происхождение от Давида, которому Богом было обещано, что его потомок будет править Израилем вечно.
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего (Ин. 1, 50). Спаситель понимает, что Его сверхъестественное знание вызвало веру Нафанаила, и обещает ему, увидевшему уже нечто великое, еще больше. Вероятно, речь идет обо всем, что сделает и скажет Христос, но главным образом о Его Воскресении.
И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин. 1, 51). З десь можно вспомнить знаменитое видение Иакова во сне: по лестнице, стоящей на земле, а другим концом касающейся неба, поднимаются и спускаются ангелы. Иаков назвал это место Вефиль (евр. Бет-Эль), то есть «Дом Бога». Теперь же Христос соединяет Собой небо и землю, являясь единственным посредником между Богом и человеком.
Называя Себя Сыном Человеческим, Христос подчеркивает Свое предназначение. Но для того чтобы его исполнить, Посредник должен был принадлежать в равной мере как Богу, так и человечеству. Он должен быть Богочеловеком. А так как именно таким Посредником и был Господь наш Иисус Христос, то Он называл Себя Сыном Божиим и Сыном Человеческим.
Говоря ученикам Своим, что они будут видеть ангелов, восходящих и нисходящих к Нему, Сыну Человеческому, Христос тем самым дает им понять, что Он больше, чем Царь Израилев, что Он Царь ангелов, Царь Вселенной.
А сейчас настало время ответить на один из вопросов, который звучит так: «Батюшка, поясните, пожалуйста, притчу Иисуса Христа о винограднике и виноградарях. Когда поспел виноградник, хозяин послал слуг своих забрать урожай, но виноградари убили слуг, тогда он послал сына своего, но его тоже убили. С уважением, Тамара Сотникова-Семененко».
Притча о злых виноградарях содержится в текстах Матфея, Марка и Луки. В ней повествуется о хозяине виноградника, который отдал его в управление людям, а затем, когда пришло время сбора плодов, направил к виноградарям слуг, а после и сына, но все посланные были побиты или убиты. Под хозяином подразумевается Бог, под виноградником – богоизбранный Израиль. Под виноградарями понимаются иудейские народные начальники, по преимуществу, первосвященники и законники.
Слуги – это пророки, призывавшие народ к благочестию, которое и понимается под плодами Закона Божия. Но начальники иудейского народа, преследуя лишь свои интересы, не заботились о духовном совершенствовании людей, а потому жестоко избивали пророков Божиих, напоминавших об их обязанностях.
Наконец Бог отправляет Своего Единородного Сына. И, чтобы не лишиться своей власти над еврейским народом, первосвященники и старейшины иудейские убивают Его, выведя Сына Божия из Иерусалима, который был священным средоточием богоизбранного Израиля.
Эта притча говорит нам о том, что мы должны со вниманием прислушиваться к тем, через кого говорит Господь, направляя нас в вечные обители Его Небесного Царства. Помогай нам в этом Господь!
Иеромонах Пимен (Шевченко)
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Благая часть. 28 апреля 2024
Прогноз погоды на 29 апреля 2024
Евангелие 28 апреля. Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Читаем Апостол. 28 апреля 2024
Церковный календарь 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!