12 июля. Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи

12 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 9, ст. 1 - 8

1. Тогда [Иисус], войдя в лодку, переправился  обратно  и прибыл в Свой город.

2. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5. ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6. Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7. И он встал,  взял   постель   свою  и пошел в дом свой.

8. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.

(Мф. 9, 1-8)

 

Такие евангельские строки мы с вами читаем. Господь приходит в Капернаум - «Свой город». Святитель Иоанн Златоуст говорит, что Господь родился в Вифлееме, детство прожил в Назарете, а потом, в течение последних трех лет Своей жизни, в основном пребывал в Капернауме, где и многие ученики Его.

В Капернауме люди были проще по сравнению, например, с жителями Иерусалима. Они были менее высокого мнения о себе, а когда у человека нет завышенного к себе отношения, он гораздо легче слушает критику, лучше учится, ищет чего-то нового и способен это новое воспринимать. Когда же человек считает, что он ученый, сам все знает, не желает, чтобы ему подсказывали, так как он «все делает правильно», он сам себя ослепляет, потому что никто не может всегда быть идеальным. И он сам себя лишает возможности обрести что-то новое. Как говорится, нельзя полный сосуд наполнить водой.

В Капернауме происходит такое событие: к дому, окруженному таким количеством людей, что никто уже больше не мог войти в него, приносят расслабленного, парализованного, лежащего «на постели» - видимо, на некоем покрывале или на носилках. Его принесли близкие или друзья.

Другие евангелисты объясняют это более подробно: люди с расслабленным поднялись по внешней стене дома. Жилища строили с внутренним двором, который от непогоды или зноя сверху был покрыт легкой кровлей, убирающейся в любой момент, а на стене были внешняя и внутренняя лестницы. Можно представить, каково просто нести взрослого парализованного мужчину, а как поднимать его на стену? Сколько желания должно быть в людях для достижения своей цели: чтобы Иисус увидел этого больного человека и исцелил его. За этим стоит любовь к ближнему своему, только она могла подтолкнуть людей к такому подвигу.

Любовь - это действительно подвиг, а вера здесь является плодом любви. Ведь как вера воспринимается человеком? Сначала - внимание ума. Как говорит апостол Павел: как услышать слова о вере без проповедующего? Сначала человек слышит, узнает, затем направляет себя к слышимому вниманием ума. А дальше все зависит от состояния сердца, сочувствует оно этому или не сочувствует.

Помните притчу о сеятеле и о семенах, которые он сеет? Если у человека сердце подобно вытоптанной земле, вера приходит и уходит, человек бесчувствен к доброму, святому, светлому. Если у человека сердце подобно земле, заросшей сорняками из-за забот и суеты, – то же самое. Он вроде бы и согласен со всем хорошим, но - «извините, нет ни времени, ни сил». Кроме веры нужно сочувствие сердца, которое должно быть свободно.

Мы видим пример, чем можно освобождать человеческое сердце: делами милосердия, любви к ближнему. В православной традиции дела любви к ближнему всегда очень высоко ценятся и занимают важное место. Помоги человеку, и ты сделаешь свое сердце способным к принятию благодати.

Так и в евангельской истории. Как люди могли совершить такой подвиг? Господь укрепил их за любовь к этому человеку.

Вот они поднялись на крышу и расслабленного опускают пред Лицо Христа. Иисус, видя « веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Как говорят святые отцы, здесь нам открывается истина: причиной наших болезней является греховная жизнь. Иногда это очевидно (некоторые грехи, особенно телесные, провоцируют болезни), а где-то не так очевидно. Но и внутренняя наша болезнь - грехи -поражает жизнь, и наш организм в том числе.

Господь говорит: « прощаются тебе грехи» (ты осознал, покаялся, и вот тебе плод твоего раскаяния: оставление грехов и, как следствие, исцеление тела). Обратите внимание, исцеление произошло не сразу, силы еще не вернулись, но это не без Промысла Божия.

Нужно было книжников научить, так как они в этот момент, внимательно слушая Христа и исследуя Его слова, про себя думали: « Он богохульствует» . Их можно понять, они ведь не признают Христа Богом, поэтому не могут это воспринять. Нужен плод живого сердца, а они пока держатся за свое мнение.

Грехи - это нарушение воли Божией, то есть преступление против Бога. Господь, будучи Творцом, установил законы и внешнего мира, и мира духовного, нашего внутреннего состояния. Грех - это когда закон нарушается, и тогда в мир, который Бог сотворил, вносится разрушение. Получается, всякий грешник - должник перед Богом.

Книжники считают, что не может Он как бы от Лица Божия заявлять: «прощаются тебе грехи», и видят в Нем богохульника или как минимум хвастуна, пытающегося приписать Себе Божественную власть.

И Господь являет им Себя. Во-первых, потому, что видит их помышления. Кто может знать помышления человека? Только Бог, это Божественное свойство. Ангелы не знают, о чем человек думает, если им Бог не откроет. Демон тоже не знает, а судит лишь по нашим внешним реакциям. То, что происходит у нас внутри, видит только Бог.

Господь говорит: « Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? » Это должно было их насторожить и остановить, но они продолжают думать: «Легче сказать « прощаются тебе грехи », чем сказать « встань и ходи »; мало сказать «прощаются грехи» - кто это видит? А может быть, и не простились. Вот если бы Ты словом сейчас исцелил парализованного, это было бы эффектно».

Давайте подумаем, что важнее и сложнее: исцелить болезнь тела или исцелить душу от грехов? Сложнее второе, потому что и люди могут лечить некоторые болезни. Человек может подорожник к ранке приложить - и подействовало. К душе подорожник не приложишь, нужна благодать Божия.

Господь дальше научает книжников: « Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи » (имеет власть сделать большее), тогда (Я сделаю меньшее) « говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой ». Можно так сказать: «Докажи всем, что Я - Бог».

« И он встал,  взял   постель   свою  и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам » .

 

Священник Анатолий Куликов

Расшифровка: Елена Клевцова

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать